Термины по курсу «Общая психология»




1.

2.

3.

4.

5. АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства,стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под абстракцией понимается лишь результат этого процесса абстрагирования,т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к абстракции позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане абстракция тесно связана с процессом внимания).

Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная абстракция состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане. Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной абстракции она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой абстракции заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств каким-либо знаком (чаще всего словесным или чертежом). Такого вида абстракция называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной абстракции являются носителями таких сокращений.

Содержательная абстракция вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта абстракция отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат абстракции обозначаетнечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное, и конкретное. В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, абстракции, чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний,описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид абстракции служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную абстракцию. До сих пор психологические характеристики этого вида абстракции и закономерности ее развития у детей изучены слабо.1

6.АКТИВНОСТЬ — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к “самостоятельной силе реагирования” (Ф.Энгельс). В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного; значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности.2

7.АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА (англ. characteraccentuation) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.2

8.АМНЕЗИЯ (от греч.а — отрицат. частица и mneme — память) — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы амнезии — ретрограднаяи антероградная. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию (например, травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды.

9.АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе каких-либо свойств предмета или явления. Процедура, обратная амнезии, — синтез, с которым амнезия часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания анализ сохраняет свое значение. Методы анализа одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии анализ рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

10. АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ. questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент (см. Анкетный опрос) должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем А. варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. А. малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к др. Большие А. нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Син. вопросник, опросник, опросный лист. См. Анкетер.1

21. ВОЛЯ (англ. volition, will) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели,преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

22. ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination)— универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества,В. обеспечивает как историческое создание форм культуры,так и их освоение в онтогенезе. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

 

23. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception).

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином В. обозначается система действий,направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств,т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

 

24. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (англ. recall, reproduction) процесс памяти,в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval)ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную). (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

 

25. ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius — дух) — высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве,имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на др. людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

 

26. ДЕЙСТВИЕ (в психологии) (англ. action, performance) произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

27. ДЕТЕРМИНИЗМ - концепция, согласно коей действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии - закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный - зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной - следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический - при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой - предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма.

(С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.)

 

28. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity;нем. Tätigkeit)— активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

 

29. ДУША (англ. soul;греч. ψυχη; лат. anima).

1. Д. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение,что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству, и м. б. констатировано на самых низких ступенях культуры,у самых примитивных народов (см. Анимизм).

2. Д. до середины XIX в. была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С нач. развития экспериментальной психологии Д. оставалась лишь номинальным предметом научной психологии,стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала Д. ради объективности своей субъективной науки. Психологи не отрицают существования Д., но воздерживаются от ее изучения, стараются избегать щекотливых вопросов о ее природе, передают Д. и дух по ведомству философии, религии и искусства. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

30. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment)— особый вид психологического эксперимента,разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым. (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.)

41.Индивидуальные особенности

42.ИНСТИНКТ - Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие Инстинкт в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «Инстинкт» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и т. д.; в других случаях Инстинкт назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п.

 

Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. (см. Инстинктивное поведение животных).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Инстинкт - врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей. Основные инстинкты, свойственные человеку: пищевой, самосохранения и половой.

43.ИНТЕЛЛЕКТ - Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интеллект (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.

В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание Интеллект как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер), разработавшими понятие инсайта. В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов (см. Тесты И.). Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовки И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики И. (см. Психодиагностика), были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов И.»: от 1–2 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью.

Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научно-технической революции — развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники — широкое распространение приобретает термин «искусственный Интеллект». В сравнительной психологии исследуется Интеллект животных.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Интеллект (лат. intellectus — понимание, познание) - основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Интеллект (лат. intellectus – познание, рассудок) - наиболее сложная функция мозга, отражающая возможности конкретного и абстрактного мышления, способности к суждению и познанию. В основе интеллекта лежат врожденные и приобретенные факторы: способность к обучению, стремление к познанию, внимание, понимание, память, ассоциативное и логическое мышление, речь, приобретенный опыт.

44.Интеллектуальное внимание

45.ИНТЕРВЬЮ - Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Интервью в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.

 

46.ИНТЕРЕС - Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». И. — это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету».

47.ИНТРОСПЕКЦИЯ - Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интроспекция (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) - метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума (см. Рассудок и разум), структурирующего сознание, и т. п. Интроспекция долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека (см. Интроспективная психология).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Интроспекция (лат. introspecto — смотреть внутрь) - в психиатрии — изучение психопатологической картины методом самонаблюдения, анализа самим больным своих ощущений, переживаний, рассуждений и их описания.

48.Интуитивное мышление

49.КЛАССИФИКАЦИЯ - — Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия — видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К. дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Большую роль в развитии биологии сыграла К. растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой.

К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания естественной К. берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.).

 

50.КОМПЕНСАЦИЯ - Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Компенсация (лат. compensare — уравновешивать, возмещать)

Восстановление в полном или частичном объеме ущерба деятельности нарушенных функций определенных органов, тканей или систем организма за счет компенсаторных механизмов. В психиатрии механизмы К. оказываются различными в зависимости от форм психической патологии. Так, при органических поражениях головного мозга Компенсация наступает вследствие уменьшения выраженности функциональных, обратимых, расстройств, иногда за счет викарной деятельности непораженных отделов головного мозга; К. при шизофрении достигают антипсихотическим действием нейролептиков и проведением социально-трудовых реабилитационных мероприятий; при психопатиях Компенсация - результат социальной адаптации, наступающей вследствие нивелирования патогенных средовых факторов и нередко минования возрастного криза.

Один из механизмов психологической защиты, позволяющий сознательно или бессознательно уменьшать напряжение, возникающее при невозможности достижения какой-либо цели, путем замены ее другой (субстанция цели). Активность в замещении одного вида деятельности другой освобождает человека от признания своей неполноценности, несостоятельности. Результативность в другой области деятельности, например, приносит инвалиду не только положительную динамику самооценки, но и одобрение, признание со стороны окружающих.

61. МЕЛАНХОЛИК ( от греч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. М. отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у М. может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. И.П.Павлов считал, что у представителей меланхолического темперамента пре обладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.

(Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский)

62. МЕТОД (метод исследования) — 1. Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, — понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание, ибо необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому — и в оптимальности способа их получения

(Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998)

63. МЕТОДИКА — 1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. 2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

(Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998)

64. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. М. есть отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, М. включает и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейший компонент М. — идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений. М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. М. формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. В классовом обществе не может быть единого М., что не исключает существования в нем общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем. Выразителями передового М. здесь выступают те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию и общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Ядро коммунистического мировоззрения составляет марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм.

(Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский)

65. МОДАЛЬНОСТЬ (англ. modality)— термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору)и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений,сигналов, стимулов,информации, рецепторов,расстройств (напр., Модально-специфические расстройства памяти).Так, сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности — зрительную и слуховую.

(Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь)

 

66. МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking)— психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

М. — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний,возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Начиная с XVII и вплоть до XX в. проблемы М. осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия «готовых систем», неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), М.и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). М. оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении,в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь М. — это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез,сравнение и классификация. Понимание познания как созерцания прежде всего (что нашло свое отражение в главном принципе сенсуализма:Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu — нет ничего в разуме,чего не было бы ранее в ощущениях) изначально обрекало разум и его способность к М. на непреодолимый отрыв от самой сущности объектов: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума.

На этой основе развивались концепции М. в эмпирической,в частности в ассоциативной, психологии (Д. Гартли,Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт).Формально-логические, т. е. отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и др. средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание М., т. е. содержательная сторона М. — сам его предмет — оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. Психологии, строящей себя на эмпирической концепции познания, не оставалось ничего иного, как принять в качестве психических реалий, образующих М., то, что в формальной логике понималось под «понятием», «суждением» и «умозаключением». В результате понятие оказывалось связью (ассоциацией) имени с сохраненными в чувственной памяти представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение — как вывод, формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии М. сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности: творческого синтеза знаний. Ассоцианистам поэтому приходилось «дополнять» способность М. умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к «активным операциям», к «творческому синтезу» и т. п.

В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования М., однако на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось «атомистическое» его истолкование в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).Согласно этой концепции, в деятельности животных и человека, протекающей по принципу «стимул—реакция», возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишённой ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый М.

С философией интуитивизма (оборотно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: