R Стилизация – подражание чужому стилю. Часто стилизация применяется для воссоздания атмосферы старинной эпохи в операх или балетах.




& К жанру гавота в ХХ веке часто обращался Сергей Прокофьев. Прокофьевские гавоты звучат смело, необычно, и в то же время в них точно выдерживается форма и характер этого танца.

Композитор не копирует старинную эпоху, а смотрит на нее с улыбкой. Наиболее известен Гавот (3 часть) из Классической (Первой) симфонии С.Прокофьева

Полонез – трехдольный танец польского происхождения. Известен еще с XVI века как воинственный танец польских рыцарей. В те далекие времена он был четырехдольным, как марш, мужским танцем. Позже полонез становится парным, трехдольным, но сохраняет характер торжественного шествия. Как европейский бальный танец широко распространен в XVII-XIX веках; полонезом обычно открывались балы.

Для музыки полонеза характерна особая ритмическая фигура:

Чаще всего она составляет ритмическую основу аккомпанемента. Кроме того, для полонеза, как и для марша, характерен пунктирный ритм.

В классической музыке полонез часто встречается в бальных сценах опер и балетов. В творчестве польских композиторов М.Огиньского и Ф.Шопена он утвердился как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца, тесно связанная с образом их родной Польши.

& Михал Клеофас Огиньский. Полонез «Прощание с родиной»

& Фредерик Шопен. Полонез Ля мажор

Вальс – один из самых популярных танцев XIX века. Это трехдольный, довольно быстрый танец с плавным, как бы кружащимся движением. Предшественником вальса был лендлер – неторопливый трехдольный немецкий и австрийский танец. Разновидность лендлера называлась вальцер (от нем. «walzer» - «кружащийся»). Бальный вариант вальтера с названием на французский лад – вальс (valse) – появился в самом конце XVIII века. По сравнению со своими неторопливыми, тяжеловатыми предшественниками, вальс – танец более подвижный и легкий.

В ритмической формуле аккомпанемента у вальса подчеркнут только бас на первой доле, а не все три четверти, как в лендлере:

Особой популярностью вальс пользовался в Вене – столице Австрии, которую даже называют «столицей вальса». Так называемый «большой» или «венский» вальс – это своеобразная «цепочка» из пяти вальсов, которые объединены общей тональностью; начинается музыка вступлением, а заканчивается небольшим заключительным разделом – кодой.

& «Король вальса» - австрийский композитор XIX в. Иоганн Штраус. Многие его вальсы превратились из музыки для танцев в яркие концертные пьесы.Один из самых знаменитых вальсов И. Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае».

В XIX веке большое распространение в домашнем и салонном музицировании получили вальсы для фортепиано. Особое место среди них занимают вальсы Ф.Шопена, среди которых есть блестящие и виртуозные пьесы, а есть лирические миниатюры, рассказывающие о душевных переживаниях.

& Фредерик Шопен. Вальс до диез минор.

 

Мазурка – трехдольный танец польского происхождения, подвижный прыжковый танец с неожиданными акцентами, синкопами. Название танца происходит от области Польши – Мазовии, где он был широко распространен среди крестьян. Как бальный танец мазурка известна с XIX века. Для мазурки характерен острый, причудливый ритмический рисунок, часто с акцентом на второй или третьей доле; первая доля часто «дробится» пунктирным ритмом, иногда восьмыми, иногда триолью. В аккомпанементе часто используется ритмическая формула вальса – бас и два аккорда.

& Пример бальной мазурки – М.И.Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за Царя».

 

Мазурка как самостоятельная пьеса встречается в творчестве многих композиторов. Особое значение этот танец имел в творчестве Ф.Шопена, который написал 58 мазурок. Для Шопена жанр мазурки был тесно связан с воспоминаниями о родине, отражал наблюдения и переживания композитора, являлся как бы «страницами» его «лирического дневника». Сам Шопен выделял в своих мазурках 2 типа. Первый он называл образками (в пер. с польского – «картинка»): часто это зарисовки народной жизни, иногда – картины бала. Второй тип мазурок Шопен называл польским словом жаль, что можно перевести и как «грусть», и как «воспоминание».

& Ф.Шопен. Мазурки Си-бемоль мажор и ля минор.

Полька – быстрый двухдольный танец чешского происхождения. Название в переводе с чешского означает «половинка», «полшага». Мелкий, «семенящий» шаг и озорные подскоки нашли свое отражение и в музыке этого танца. В аккомпанементе подчеркнуты обе доли такта, мелодия движется мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми. Характер польки – озорной, задорный.

& И.Штраус. Полька «Трик-трак»

Существуют и другие подвижные двудольные танцы, распространенные в XIX веке наряду с полькой: контрданс, экосез, кадриль, галоп и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: