Диагностические мероприятия
По выявлению подростков, склонных к совершению
Аутоагрессивных и суицидальных действий
Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суициальных действий.
Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.
Первичными психодиагностическими задачами по выявлению подростков находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально-психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.
Рекомендуется использование комплекса, состоящего из следующих психодиагностических методов и методик:
· Исследование социометрического статуса,
· Исследование самооценки личности (Приложение 1)
· Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.)(Приложение 2)
· Данные наблюдений педагогов, сверстников, родителей за изменением поведения отдельных подростков (Приложение 3).
Предлагаемые методы и методики достаточно удобны в применении и информативны после обработки.
Важным показателем возможного изменения состояния подростка может служить показатель его социометрического статуса в группе. Рекомендуется проводить измерение социометрического статуса несколько раз в течение учебного года. Разумеется, необходимо, во-первых, сравнивать данный показатель с аналогичными за предыдущие периоды времени, во-вторых, учитывать референтные ориентации подростка. В таком случае можно обнаружить резкие изменения в положении подростка: переход в другой статус, изменение взаимосвязей и отношений. В учреждении образования удобно использовать процедуру с ограничением числа выборов и использовать несколько вопросов, отражающих отношение к взаимодействию в различных видах деятельности.
|
Предлагаем социометрическую карточку следующего содержания:
Социометрическая карточка
№ п/п | Вопрос | 1 выбор (ФИО) | 2 выбор (ФИО) | 3 выбор (ФИО) |
1. | Кого из одноклассников ты пригласишь на свой день рождения? | |||
2. | Кому из одноклассников ты расскажешь о случившейся с тобой неприятности? |
По итогам обработки педагог-психолог строит социоматрицу, дающую достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе и положение в ней каждого учащегося.
При анализе результатов необходимо обратить внимание:
1) на учащихся с отсутствием выборов (изолированных) и пренебрегаемых;
2) на резкие изменения в статусной позиции по сравнению с предыдущими социометрическими исследованиями.
В целях изучения самооценки предлагаем использовать методику «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н.П. и др. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» – М.,2002, 344 с.) (Приложение №1).
В методике предлагается 15 утверждений, по которым необходимо оценить свое состояние по 5-тибалльной шкале. Проводится в групповом режиме.
Пометки испытуемых переводятся в баллы следующим образом: «очень часто» – 4 балла; «часто» – 3 балла; «иногда» – 2 балла; «редко» – 1 балл; «никогда» – 0 баллов. Чтобы определить уровень самооценки нужно сложить все баллы, выставленные по вертикали и получить суммарный балл.
|
Уровни самооценки:
10 баллов и менее – завышенный уровень;
11-29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.
Более 29 – заниженный уровень.
Учитывая тот факт, что заниженный уровень самооценки согласно тесту находится в диапазоне 29 – 60 баллов, предлагаем обратить особое внимание на подростков показавших значения самооценки, находящиеся в диапазоне 40- 60 баллов.
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание:
1) на учащихся, показавших низкие значения самооценки;
2) на учащихся, показавших изменение самооценки (с более высокой на низкую) в сочетании с изменением социометрического статуса.
Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.) предназначена для предсказания возможности самоубийства на основе мыслей о будущем и возлагаемых на него надежд и представляет собой 20 утверждений, которые отражают чувства, состояния, отношение к будущему и прошлому (Приложение 2). Испытуемым необходимо отметить ВЕРНО или НЕВЕРНО каждое утверждение по отношению к нему. Методика предъявляется в групповом режиме.
С точки зрения авторов методики безнадежность – это психологический конструкт, который лежит в основе многих психических расстройств.
При разработке шкалы авторы следовали концепции, в рамках которой безнадежность рассматривается как система негативных ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями безнадежности верят:
|
− что все в их жизни будет идти не так;
− что они никогда ни в чем не преуспеют;
− что они не достигнут своих целей;
− что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.
Такое описание безнадежности соответствует негативному образ себя, негативному образу своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.
Таким образом, Шкала безнадежности Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства (Beck, 1991).
Ключ
№ | Ответ | Балл | № | Ответ | Балл |
НЕВЕРНО | ВЕРНО | ||||
ВЕРНО | ВЕРНО | ||||
НЕВЕРНО | НЕВЕРНО | ||||
ВЕРНО | ВЕРНО | ||||
НЕВЕРНО | НЕВЕРНО | ||||
НЕВЕРНО | ВЕРНО | ||||
ВЕРНО | ВЕРНО | ||||
НЕВЕРНО | ВЕРНО | ||||
ВЕРНО | НЕВЕРНО | ||||
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
Интерпретация:
0-3 балла − безнадёжность не выявлена;
4-8 баллов − безнадежность лёгкая;
9-14 баллов − безнадежность умеренная;
15-20 баллов − безнадежность тяжёлая.
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание на учащихся, показавших умеренную и тяжелую безнадежность.