Таким образом, после проведения исследования специалисты СППС получают показатели социометрического статуса, уровень самооценки и отношения к будущему.
Для удобства анализа рекомендуется построение итогового протокола исследования, содержащего показатели по трем методикам. В отдельной графе итогового протокола также целесообразно поставить пометки о поведенческих особенностях подростков, переживающих, по наблюдениям педагогов, родителей, сверстников, трудную жизненную ситуацию (Приложение 3).
Результатом качественного анализа данных протокола должен явиться список подростков, находящихся в группе риска. К группе риска относятся подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и показавшие следующие результаты: статус пренебрегаемого или изолированного, или изменившие социометрический статус в сторону ухудшения; низкую или изменившуюся самооценку, а также показавшие умеренную и тяжелую безнадежность. Будет полезным также обратить внимание на «края» показателей – самые высокие и самые низкие оценки, так как различные их сочетания могут говорить о наличии ситуации риска.
Сразу после составления списка подростков, находящихся в группе риска, необходимо выделить подростков, имеющих угрожающие показатели и предпринять экстренные действия, направленные на обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:
1. Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда родителей.
2. Информировать родителей об угрозе жизни подростка
3. Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом), терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой степени риска суицида.
4. Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:
1. Связаться с семьей, безотлагательно направить к психиатру (психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.
2. Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить подростку эмоциональную поддержку, оказать помощь в совладании со сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание жить.
3. Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
4. Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
5. Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.
После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка.
С другими учащимися, находящимися в итоговом списке, рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска.
Более подробно с углубленной схемой исследования, а также с организацией профилактики и коррекции суицидального поведения можно ознакомиться в книге «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция: учеб.-метод. пособие/Н.А. Сакович; ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2011 – 138с., размещенной на сайте академии https://www.academy.edu.by/ по адресу https://www.academy.edu.by/podrobnee/podrazdeleniy/237.html правильно ли прописано???
Приложения
Приложение 1
«Экспресс-диагностика уровня самооценки»
Опросник
Инструкция: По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко», или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны тебе мысли, описанные в тесте.
| № п/п | Суждение | очень часто | часто | иногда | редко | никогда |
| Я часто волнуюсь понапрасну | ||||||
| Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня | ||||||
| Я боюсь выглядеть глупцом | ||||||
| Я беспокоюсь за свое будущее | ||||||
| Внешний вид других куда лучше, чем мой | ||||||
| Как жаль, что многие не понимают меня | ||||||
| Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми | ||||||
| Люди ждут от меня очень многого | ||||||
| Чувствую себя скованным | ||||||
| Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность | ||||||
| Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне | ||||||
| Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной | ||||||
| Я не чувствую себя в безопасности | ||||||
| Мне не с кем поделиться своими мыслями | ||||||
| Люди не особенно интересуются моими достижениями |
Приложение 2
АНКЕТА
(шкала безнадежности Бека)
Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Будущее представляется мне во тьме | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Всё, что я вижу впереди - скорее, неприятности, чем радости | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Дела идут не так, как мне хочется | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я сильно верю в своё будущее | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Будущее представляется- мне расплывчатым и неопределённым | |
| ВЕРНО | .НЕВЕРНО | В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих | |
| ВЕРНО | НЕВЕРНО | Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не добьюсь этого |
П
Приложение 3