Задачи, функции и финансирование фонда




Введение

 

Обязательное медицинское страхование осуществляется в нашей стране на основании Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятого 28 июня 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации. В преамбуле и статье 1 Закона, обязательное медицинское страхование признается гарантией конституционного права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Данный Закон должен был начать действовать в полном объеме с 1 января 1993 г. (в соответствии с Постановлением ВС РФ от 28 июня 1991 г.). Однако несовершенство экономического и правового механизмов, заложенных в принятом Законе, не позволили ввести его в указанный срок. И в дальнейшем в данный Закон вносились весьма существенные поправки.

Наиболее существенные из поправок предусматривали создание институциональной структуры обязательного медицинского страхования в виде Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Эти фонды стали фактически органами государственного управления финансовыми средствами обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования был создан в 1993 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». Пунктами 1 И 2-данного постановления было предусмотрено:

—создание Федерального фонда обязательного медицинского страхования,

—создание до 30 марта 1993 г. органами законодательной власти субъектов Российской Федерации территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Этим же постановлением был утвержден ряд правовых актов, определивших систему управления ОМС. Это были положение о ФФОМС, положение о ТФОМС и положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды ОМС.

 

Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Задачи, функции и финансирование фонда

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания (регулируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС.

Согласно Закону "О медицинском страховании граждан в РФ", ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования".

В России действуют ОМС является Базовая и Территориальные программы ОМС. Базовая программа ОМС - разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставления за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью системы государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг. Необходимо отметить, что возмещение заработка, потерянного за время болезни осуществляется уже в рамках другой государственной системы - социального страхования и не является предметом ОМС.

 

ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страховании; является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Деятельность ФФОМС подотчетна Правительству Российской Федерации,

Основными задачами Федерального фонда являются:

—финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федераций «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

—обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

-аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Для выполнения основных задач ФФОМС:

—осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

—разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

—осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

—выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

—осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

—осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

—осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

—вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

—участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

—осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

-ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

—части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

—ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

—добровольных взносов юридических и физических лиц;

—доходов от использования временно свободных финансовых средств;

—нормированного страхового запаса Федерального фонда;

—поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Имущество Федерального фонда состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - Правлением или постоянно действующим исполнительным органом - дирекцией во главе с директором. Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Он осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен Правлению Федерального фонда.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство Российской Федерации.

Управление финансовыми средствами в системе ОМС отличается от аналогичной деятельности других внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ) и носит децентрализованный характер.

Задачи территориальных фондов ОМС сходны с задачами Федерального фонда и включают:

—обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

—обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;

—обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

—достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;

—обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.

Для выполнения этих задач ТФОМС наделен рядом функций, наиболее значимые из которых следующие:

—аккумулирование финансовых средств на ОМС;

—осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, заключившими договоры ОМС;

—осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

—разработка территориальных правил ОМС;

—выравнивание финансовых ресурсов городов, направляемых для проведения ОМС;

—согласование совместно с органами государственного управления, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы QMC;

—контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС.

Как видим, территориальным фондам ОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных программ, правил ОМС, а также в формировании тарифной политики в конкретном субъекте Российской Федерации. ТФОМС, как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, подотчетны органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Коллегиальным органом управления ТФОМС является Правление. Количественный и персональный состав Правления утверждается законодательной властью субъекта Федерации. В состав Правления входят, как правило, представители органов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, страхователей, профсоюзов, медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.

Постоянно действующими исполнительными органами ТФОМС являются исполнительные дирекции во главе с исполнительным директором. Исполнительный директор назначается органом исполнительной власти субъекта Федерации при согласовании с Федеральным фондом ОМС.

Реализация государственной политики в области ОМС осуществляется благодаря координации действий Федерального и территориальных фондов ОМС. В отношении ТФОМС Федеральный фонд осуществляет следующие основные полномочия:

—издает внутриведомственные нормативные документы, обязательные для выполнения территориальными фондами;

—осуществляет контроль за деятельностью ТФОМС;

—осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС.

Страхователи в системе ОМС различаются в зависимости от статуса застрахованных граждан работающих и неработающих. Страхователем неработающих граждан выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местных образований. Страхователем работающих граждан выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и другие лица, - самостоятельно обеспечивающие себя работой. Страхователь является стороной договора обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляется право свободного выбора в отношении медицинской организации, участвующей в системе ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключать договор ОМС в пользу работника сразу после заключения трудового договора. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местных образований обязаны заключать договоры ОМС в отношении неработающих граждан, постоянно проживающих на подведомственной им территории.

Страховые медицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют основной целью осуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС. Страховыми медицинскими организациями могут быть юридические лица любой формы собственности, обладающие необходимым уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях. Свою деятельность эти организации осуществляют на некоммерческой основе; они вправе осуществлять одновременно обязательное и добровольное медицинское страхование, но не могут осуществлять другие виды страховой деятельности. Эти организации не входят в систему здравоохранения; органы здравоохранения и фонды ОМС не могут быть их учредителями.

Страховая медицинская организация выступает стороной во всех видах договоров по обязательному медицинскому страхованию:

—договор на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС, заключаемый с медицинскими учреждениями;

—договор ОМС работающего и неработающего населения, заключаемый со страхователем;

- договор о финансировании ОМС, заключаемый с ТФОМС.

Страховая медицинская организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора. За необоснованный отказ в заключении договора такая организация может быть лишена лицензии по суду.

Средства ОМС поступают в страховые медицинские организации из ТФОМС в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами и используются ими на:

—оплату медицинской помощи медицинским учреждениям;

—формирование резервов;

—оплату расходов по ведению дела по ОМС.

Медицинские учреждения в системе ОМС - это имеющие лицензию лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность индивидуально либо коллективно. Медицинские учреждения также являются стороной договора по ОМС, предоставляя медицинскую помощь застрахованным за оплату по согласованным тарифам. Медицинские учреждения, участвующие в системе ОМС, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне программ ОМС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: