Вятский край. Слободские куранты. - Газеты.




Аннотация проекта

* Данный проект рассчитан на обучающихся старших классов. * Материалы проекта можно применять как при изучении современной литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков, так и для краеведческих конкурсов и дополнительных занятий.

* Проект заканчивается участием в районных литературных встречах юных краеведов-книголюбов по теме «Вятские писатели о времени и о себе»:

- индивидуальный конкурс творческих работ «Зачем ты живешь на земле, человек?»

- презентация делегаций

-конкурсы чтецов и знатоков вятской литературы

Дидактическая цельактивизация работы по созданию условий для получения обучающимися дополнительных знаний о литературе родного края, способствующих воспитанию духовно-нравственных ценностей, развитию патриотических чувств и собственных познавательно-профессиональных интересов в условиях краеведческой деятельности.

Методические задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством В. Н. Крупина. 2.Создать мини-энциклопедию материалов для кабинета русского языка и литературы, проанализировав информацию из разных источников.

3. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, аргументировано высказывать свою точку зрения.

Основополагающий вопрос (основная проблема проекта):

Если В. Н. Крупин – «самобытнейший современный прозаик», то в чем заключается его удивительный дар?

Проблемные вопросы

1. Каковы литературные истоки, традиции творчества писателя?

2. Какие произведения В. Крупина, по вашему мнению, нужно включить в хрестоматию по современной литературе?

Темы исследований

(направления деятельности участников проекта)

1. Изучение вятского периода жизни В. Н. Крупина.

2. Чтение и обсуждение рекомендованного списка литературы.

3. Главные темы творчества писателя – «вечные». (Работа над выразительным чтением прозы, творческой работой.)

Форма представления результатов проекта: презентация

Время выполнения проекта: 1 месяц

Состав участников (возраст, количество): обучающиеся 11класса, 3 человека

Состав УМП

* Методические материалы

-визитка

*Дидактические материалы

-список литературы

-список участников проекта

*Организационные материалы

-дипломы

*Работа участников проекта

-презентация

-эссе «Крупинки» В. Н. Крупина»

Информационные ресурсы

Энциклопедия земли Вятской. – Литература. – 1997

Крупин В. Н. Вятская тетрадь: Повести – М.: Современник,1987 Роман-газета. – 1985. - № 15

Уроки литературы. (Приложение к журналу «Литература в школе»). – 2003. - № 1

Вятский край. Слободские куранты. - Газеты.

 

Благодарю за внимание!

 

 

Конкурс чтецов

Дурсенева Елена, 11 кл., с. Закаринье. Свою творческую работу я посвятила миниатюрным рассказам В. Н. Крупина, поэтому и прочитаю одну из «крупинок», как любовно и точно названы маленькие рассказы этого писателя.

А ты улыбайся!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. А я пойти не смог – не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У ребят была присказка: «А ты улыбайся!» Она словно прилипла к ним. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из мальчишек попало мокрым мячом по лицу. «Больно же!» – закричал он. «А ты улыбайся!» – ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся – игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и азартнее. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

Игра шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то шарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: «Силовой прием!»

Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава – бро саться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале – по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, «силовая борьба по всему полю». Они, мне казалось, дрались – настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы. Больше того – подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. «А ты улыбайся!» – кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

Тут с собрания кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие.

– Нельзя стоять в стороне. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

«А ты улыбайся!» – вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

 

 

Боталова Татьяна, 11 кл., с. Закаринье, рассказ Владимира Крупина «Передаю», посвящается 65-й годовщине Великой Победы.

Я шел быстро, но не с такой скоростью, чтобы проскочить мимо, когда он крикнул:

– Думай хоть немного!

Он не ожидал, что я остановлюсь, но обрадовался. Протянул крепкую сухую руку. Бесцветные глаза его выражали просьбу. Я постоял и дернулся, чтобы идти дальше, но он удержал мою руку и виновато улыбнулся.

Я увидел седую щетину на подбородке, худую шею, старый китель с медными пуговицами и, не отнимая руки, сказал:

– Думаю. Как же иначе?

Он выпустил мою руку, свою вскинул к козырьку кепки и торжественно объявил:

– Триста пятый полк, двенадцатая гвардейская! – сник, уронил руку и добавил: – Сколько полегло.

Я не знал, что ответить, и сказал негромко:

– Ничего. Так уж… Что делать.

Еще помолчал и шагнул было, но он выпрямился и надменно произнес:

– Я не пьян! Фронтовые сто грамм.

Я пожал плечами, мол, я и не говорю, что вы пьяны, – и пошел.

Он догнал меня и торопливо, громко заговорил:

– Живите! Ладно, погибли. Гусеницы в крови! Вы молодые… Если что, мы хоть сейчас. Гвардейцы! Грудью! Живите! Понял? Передай своим.

Я кивнул и зашагал, а он кричал вслед:

– Передай по цепи! Слышишь?! Всем передай!..

Передаю.

 

 

Полуэктова Елена, 11 кл., с. Закаринье, рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок!»

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и роса на ней играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

 

Заявка

на участие в районных литературных встречах юных краеведов-книголюбов

№ п/п   Ф. И. О. Число, месяц, год рождения Место учебы, класс Домашний адрес
1.   2.   3. Боталова Татьяна Валентиновна Дурсенева Елена Александровна Полуэктова Елена Сергеевна   10.03.92.   29.06.92.   23.03.92.   МОУ СОШ с. Закаринье, 11 МОУ СОШ с. Закаринье, 11 МОУ СОШ с. Закаринье, 11   с. Закаринье, ул. Труда, 7-1 с. Закаринье, ул. Первомайская, 4-2 с. Закаринье, ул. Лесная, 5-1

 

Всего допущено к участию: 3 человека.

Руководитель делегации: ____________

Рудометова Нина Петровна, учитель русского языка и литературы

Дата 20. 10. 2009.

 

 

М. П. Директор школы: _________________ /Зеленкова Г. И./

 

Справка

 

Настоящей справкой удостоверяется, что со всеми

нижеперечисленными обучающимися, направленными

 

на районную научно-практическую конференцию юных

исследователей родного края, проведен инструктаж по

следующим темам:

1. Правила поведения во время конкурса.

2. Меры безопасности во время движения в транспорте и пешком к месту проведения конкурса.

3. Меры безопасности во время конкурса, противопожарная безопасность.

Фамилия, имя, отчество Личная подпись обучающихся, с которыми проведен инструктаж
1.   2.   3. Боталова Татьяна Валентиновна   Дурсенева Елена Александровна   Полуэктова Елена Сергеевна    

 

Инструктаж проведен Рудометовой Н. П.

 

Подпись лица, проводившего инструктаж____________

 

Руководитель команды: учитель русского языка и литературы Рудометова Н. П.

____________

Приказом №_______ от ______________ назначен ответственным в пути и во время

проведения конкурса за жизнь, здоровье и безопасность вышеперечисленных

обучающихся.

 

 

М. П. Директор образовательного учреждения____________ /Зеленкова Г. И./

 

 

Представление команды

По традиции сейчас мы представимся для вас:

В древний город Слободской, что над Вяткою-рекой,

Наша группа прибыла из далекого села./

Закаринские – люди вятские, закаринские – люди хватские,

Ведь наше славное село 300 лет отметило,

И мы в нем живем, не тужим,

С конкурсами очень дружим./

На встречи краеведческие приезжаем,/

Вятскую литературу представляем./

Собирали по крупицам сведенья о Крупине,/

Все рассказы изучали да сценарий сочиняли!/

Вам расскажем мы сейчас… (2 чел.)

В добрый путь и в добрый час! (3-й)

Слово о писателе.

Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 г. в с. Кильмезь Кировской обл. Имея тягу к литературе, еще в школе начал писать рассказы, заметки, статьи. Работал в районной газете, затем на комбайне, слесарем по ремонту сельхозтехники. Был начальником районного пионерского лагеря. 3 года служил в Советской армии, в ракетных войсках. Учился в Московском областном пединституте (ныне университет). Работал редактором и сценаристом на Центральном телевидении, затем редактором в книжном издательстве.

После выхода в 1974 году первой книги прозы «Зерна» был принят в Союз писателей и ушел на творческую работу. Издано более 30 книг. Его рассказы и повести переводились на иностранные языки, инсценировались. По повести «Живая вода» снят фильм «Сам я вятский уроженец». Возглавлял журнал «Москва». Был преподавателем в Московской Духовной академии, читал лекции по древнерусской литературе в Академии живописи, ваяния, зодчества. Сейчас В. Крупин секретарь правления Союза писателей России, редактор ж. «Благодатный огонь».

По словам Валентина Григорьевича Распутина, у Крупина «вся биография, вся судьба складывались, в сущности, отеческими потребностями». Дружат писатели более 30 лет. «Много где вместе бывали – на Байкале, в древнем русском Новгороде и в древнем японском Киото, в разрушенном Карфагене и неприступном Ватикане, на поле Куликовом и на Шипке, у святых Сергия Радонежского и Иоанна Кронштадтского, в Ферапонтовом монастыре и Оптиной пустыне, в Пушкинских Горах и шукшинских Сростках…»

О творчестве В. Крупина много написано. Кто он? Деревенщик. Да. Его повести «Великорецкая купель», «Во всю Ивановскую», «Ямщицкая повесть» и другие посвящены людям крестьянского труда. Спасительной нравственности человека на земле. Но он же и городской писатель, так как в основу многих произведений легли московские впечатления.

Но более всего это писатель религиозный, «…неоднократно бывал у Гроба Господня в Иерусалиме. И почти о каждой поездке писал…». Также поражают его мысли о Великорецком крестном ходе. Каждое произведение – размышление о времени и о себе.

 

Любимая Вятка!

Мой сказочный край!

Земляк мой – загадка!

А ты разгадай!

Эти строки Владимира Архипова о вятской земле и вятском человеке перекликаются с утверждением В. Крупина: «Мы не люди, мы вятские…», его словами-признаниями и обращениями:

«Всем, что есть в моих трудах, я обязан родимой Вятке».

«Милая моя Вятка, знаю, что у тебя много сыновей и дочерей, любящих тебя беспредельно, причисли и меня к ним».

«И все-то мне кажется, что Вятка – одно из последних мест в России, где наиболее сохранились добросердечие и сострадание людей друг к другу».

«Мои дорогие нынешние школьники! Я вас очень люблю. Вы всякие – и дерзкие, и своевольные, иногда даже и вредные, но вы хорошие. Вам трудно. И нам было нелегко, но наши трудности – худая одежонка, обувь, скудное питание, эти трудности все-таки легче пережить, нежели те, что одолевают вас. Враг нашего спасенья идет в поход на ваши души. Храните их в чистоте. За вами великая культура России, вам есть что защищать, вам есть во имя чего жить. Высокие слова: Отечество, Родина, Держава – не пустой звук…»

Закончить выступление мы хотим стихотворением, которое посвятил В. Крупину поэт- земляк Владимир Семибратов:

Были в лесе – стали здесе. Порубили мы, два хвата,

Что душа желает – на! Все деревья во бору?

Я – печален, ты – невесел. Убегали без оглядки,

В чем же дело, старина? Посылая все к чертям,

Говоришь, мы сбиты с толку, И живем теперь без Вятки.

Что в пути попутал бес, Телом здесь, душою – там.

И глядим теперь, как волки, Где родился, там сгодился.

Из столицы в вятский лес. На круги свои вернусь!

Пусть, мол, леса не осталось, Вятский бес в меня вселился,

А от елок только пни. Говорит он мне: «Не трусь!»

Чтоб душа не разрывалась, Позабудь свои печали,

Лес тот в памяти храни. Светел ликом и душой,

Но не сами ли когда-то, Там, где прежде пни стояли,

Жизнь считая за игру, Нынче лес растет густой!

 

Благодарим за внимание!

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Закаринье Слободского района Кировской области

 

 

Конкурс творческих работ по теме:

«Зачем ты живешь на земле, человек?»

 

«Крупинки» В. Н. Крупина

 

Эссе ученицы 11 класса

Дурсеневой Елены

Учитель Рудометова Нина Петровна

 

 

 

Все испытав,

Мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая займет наш враг,

Займет, сводя все те же счеты,

Займет, засядет,

Нас разя…

Сердца!

Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя!

Василий Федоров

Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. По словам Валентина Григорьевича Распутина, который дружит с Крупиным более 30 лет, «вся его биография, вся судьба складывалась, в сущности, отеческими потребностями… После школы служил в армии. Надо. После института учительствовал. Надо… Начинал праздники Кирилла и Мефодия, состоял (а значит работал, это «состояние» требовало постоянной и изнурительной работы) не менее чем в полутора, а то и в двух десятках общественных движений – за возвращение, спасение, очищение, воскрешение, сохранение… – сколько же… было всего этого самого необходимого…, и ни от чего нельзя было отказаться!»

Трудно перечислить все места приложения его сил и таланта. Обществен-ный деятель, неутомимый путешественник… Писатель с особой манерой повествования, способный «преобразить в откровение любое рядовое событие», пересказать на свой, ни с чем не сравнимый лад…

В своих произведениях Владимир Николаевич Крупин всегда поднимает нравственные вопросы. Вечные темы рассматриваются автором в русле православных традиций (семь лет преподавал в Московской духовной академии православную педагогику, написал «Православную азбуку» для малышей, «Детский церковный календарь», книгу «Русские святые») и народного уклада жизни. В прозе Крупина «живут» элементы комического, иногда фантастического. В его сборники входят лирические миниатюры в прозе, а в прозаическое повествование включаются лирические отступления.

-1-

 

Детство для Крупина – время поиска идеала. Один из рассказов носит название «Будем как дети». То есть добрыми, искренними, открытыми. Необходимо отметить, что взрослые герои писателя детьми вознаграждены, отсутствием их наказаны. Без детей для Крупина семья немыслима. Неслучайно, обращаясь к молодому поколению, писатель сказал: «Мои дорогие нынешние школьники! Я вас очень люблю. Вы всякие – и дерзкие, и своевольные, иногда даже и вредные, но вы хорошие. Вам трудно. И нам было нелегко, но наши трудности – худая одежонка, обувь, скудное питание, эти трудности все-таки легче пережить, нежели те, что одолевают вас. Враг нашего спасенья идет в поход на ваши души. Храните их в чистоте. За вами великая культура России, вам есть что защищать, вам есть во имя чего жить. Высокие слова: Отечество, Родина, Держава – не пустой звук…»

Миниатюры Владимира Николаевича – «крупинки» (какое милое, лаконичное и доброе слово, «выросшее» из фамилии!) – не могут оставить равнодушными читателей. Первыми «крупинками», прочитанными мной, стали «А ты улыбайся!» и «Подкова». Первая миниатюра – о детской жестокости. Как можно, делая человеку больно, испытывать радость? Этот рассказ заставляет задуматься о причинах, вызывающих жестокость. Во втором рассказе мальчишки, помогающие в кузнице, ощущают незнакомое им до этого чувство радости – они увидели результаты своего труда. Также живой интерес вызвала у меня миниатюра «Передаю». Герой этого рассказа – человек, на первый взгляд, «со странностями». Следуя за мыслями писателя, проникаешь в душу этого человека, пытаешься понять, что с ним происходит. Мы, молодое поколение, не знавшее того времени, видим, что из отдельных слов и обрывков фраз создается вполне конкретный образ солдата, защищавшего Родину в годы Великой Отечественной войны. Автор не дал имени этому человеку. Но мы понимаем, что оно особой роли не играет. Это обобщенный образ, олицетворяющий тысячи павших, отдавших жизни… Что этот человек просит передать? Сожаление об умерших людях? Нет! Он просит передать любовь к Отечеству. Последним словом рассказа автор выполнил обращенную к нему просьбу и передал. Смог передать. Он понял. Но могут ли понять «все»? С этой миниатюрой перекликается и другая – «Конец связи». Автор предупреждает о страшной опасности «конца связи» – разрыва связи поколений.

Нужно ценить жизнь, приносить максимальную пользу… Автор призывает к переменам в жизни человека и общества. А если мы хотим изменить мир к лучшему, нужно начать с самих себя!

-2-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: