Уровень мыслительных навыков




ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Класс

Раздел «Наука и этика»


 

Цель обучения


 

10.4.5 Писать причинно-следственное эссе

 

10.2.1Владеть словарным запасом, включающим лексику

 

социально-культурной, учебно-профессиональной,

 

общественно-политической сфер

 

10.5.1 Использовать причастия, деепричастия


 

Критерий оценивания


 

Обучающийся


· Создает причинно-следственное эссе

 

· Использует лексику социально-культурной, общественно-политической сфер

· Употребляет причастия, деепричастия


 

Уровень мыслительных навыков


 

Применение

 

Навыки высокого порядка


 

1 вариант

I.Чтение. Прочитайте информацию об Александре Беляеве

 

1. 16 марта 1884 года родился Александр Беляев, автор известных произведений «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского).

 

Александр Беляев – один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Советский Жюль Верн (так называли Беляева современники) написал более двадцати повестей и романов. В своих произведениях Александр Беляев предвосхитил многие изобретения и научные идеи. В «Звезде КЭЦ» изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» – достижения современной биохимии и генетики.

 

Романы писателя очень человечны и современны. Его всегда интересовали, прежде всего, скрытые способности человеческого сознания. Фантазируя, писатель наделял человека будущего чертами прекрасного развитого существа, одаренного способностью жить в воде и на суше, парить над землей, одновременно совершать множество разных действий. Писатель фантазировал, раздвигая границы комнаты, в которой находился. Беляев заболел костным туберкулезом – болезнью, которая мучила его всю оставшуюся жизнь. Шесть лет, проведенные в постели без движения, оказались ударом, как и то, что неизлечимая болезнь не давала ему возможности участвовать в событиях, происходящих

 

в то время за пределами его ялтинской квартиры. Эти ощущения он перенесет позднее на страницы своих произведений.

 

Последний роман Беляева о летающем человеке Ариэле увидел свет в июне 1941 года, накануне войны, и стал воплощением мечты автора о человеке, способном свободно перемещаться по миру, не обращая внимания на границы и режимы.

 


2.Прочитайте фрагмент романа А.Беляева «Голова профессора Доуэля»:

Лоран вошла в совершенно темную комнату.
Щелкнул выключатель, и яркий свет четырех матовых полушарий залил комнату. Лоран невольно прикрыла глаза. После полумрака мрачного кабинета белизна стен ослепляла... Сверкали стекла шкафов с блестящими хирургическими инструментами. Холодным светом горели сталь и алюминий незнакомых Лоран аппаратов. Теплыми, желтыми бликами ложился свет на медные полированные части. Трубы, змеевики, колбы, стеклянные цилиндры... Стекло, каучук, металл...
Посреди комнаты - большой прозекторский стол. Рядом со столом - стеклянный ящик; в нем пульсировало человеческое сердце. От сердца шли трубки к баллонам.
Лоран повернула голову в сторону и вдруг увидала нечто, заставившее ее вздрогнуть, как от электрического удара.
На нее смотрела человеческая голова - одна голова без туловища.
Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами.
Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделенная от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.
Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного ученого-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребренные сединой густые русые волосы, голубые глаза... Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щеки втянулись, глаза глубже запали в орбиты, и белая кожа приобрела желто-темный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.
Лоран, как зачарованная, не могла оторвать взгляда от этих голубых глаз.
Голова беззвучно шевельнула губами.
Это было слишком для нервов Лоран. Она была близка к обмороку. Негр поддержал ее и вывел из лаборатории.

Выполните задания:

3.Сравните цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов.

 

      1-ый текст 2-ой текст  
         
Цель текста        
       
Целевая аудитория      
       
Жанр и жанровые особенности      
           
Стиль и стилистические      
особенности        
           
        [4]

 

4.В чем сходство текстов? [2]

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

 

 

5.Укажите основную мысль текста №1. [1]

А) Усердие и трудолюбие писателя

В) Научная идея – основа произведения

 

С) Идея романа «Голова профессора Доуэля» D) Причины популярности книг А.Беляева

 

6.Укажите основную мысль текста №2. [1]

 

А) Обустройство, придуманное Керном

 

В) Впечатления Лорен от увиденного

 

С) Корыстные замыслы Керна

 

D) Влияние Керна на Лорен

 

 

7.Выпишите из текстов не менее 2-х примеров, служащих доказательством жанра произведений. [2]

 

 

Текст№1

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

Текст №2.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Говорение [10]

 

8. Подготовьте сообщение на тему «Фантастика – литературный прием или жанр?» (рассуждение) объёмом (200-230 слов), на примере произведений Беляева и Булгакова.

ü Можете воспользоваться для сообщения ПОПС-формулой

 

2 вариант

Чтение.

Прочитайте фрагмент текста биографии А.Беляева

1. А. Беляев так описал обстановку, в которой был «рождён» этот рассказ: «Голова

профессора Доуэля » – произведение в значительной степени автобиографическое.

«Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал... Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать «голова без тела».

Позднее этот рассказ был переработан в роман, который увидел свет в 1937 году и который писатель посвятил «жене моей Маргарите Константиновне Беляевой». Маргарита была не только горячо любимой женой, потому что именно она, когда умерла мать Беляева, помогла ему возвратиться к нормальной жизни, духовно поддерживала его все годы жизни, отпущенные ему. К тому же Маргарита была хорошей помощницей в делах мужа: печатала на машинке, ездила по редакциям, улаживала многие дела и содержала дом. Так, например, рукопись рассказа «Голова профессора Доуэля» печатала она после того, как Беляев научил её работать на машинке.

Герой этого произведения – оживлённая голова знаменитого французского профессора

Доуэля. К профессору Керну на роль сиделки нанимается на работу молодая сотрудница

Мари Лоран. Там она узнает о чудесном опыте – воскрешении головы недавно умершего

учёного Доуэля, за которой ей теперь доводится ухаживать. Произведение было написано

по классическому образцу французского авантюрного романа XIX века, но даже сейчас,

более чем через семь десятилетий, читается очень увлекательно, несмотря на некоторую

наивность. Это рассказ стал очень популярным. Недаром, почти сразу же, он был напечатан

в журнале «Всемирный следопыт», в то время самым популярным изданием, регулярно

печатавшим фантастику.

 

Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах, а в смелом задании науке: мозг должен продолжать мыслить независимо от тела». Последующая судьба романа в реальной жизни имела к тому же некоторое продолжение. На III Всесоюзном съезде физиологов демонстрировался опыт оживления отделённой от туловища головы... После публикации студенты и преподаватели ленинградского мединститута провели специальный семинар, посвященный «Голове профессора Доуэля». Среди читателей оказался молодой студент-медик, впоследствии замечательный хирург В. Демихов, который впервые успешно провёл операции по пересадке второго сердца и второй головы подопытным собакам. И те – жили, и даже лакали – обеими головами! – молоко из блюдечка.

 

 

2. Прочитайте фрагмент романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля».

С тех пор как Лоран открыла тайну запретного крана, прошло около недели.
За это время между Лоран и головой установились еще более дружеские отношения. В те часы, когда профессор Керн уходил в университет или клинику, Лоран открывала кран, направляя в горло головы небольшую струю воздуха, чтобы голова могла говорить внятным шепотом. Тихо говорила и Лоран. Они опасались, чтобы негр не услыхал их разговора.
На голову профессора Доуэля их разговоры, видимо, хорошо действовали. Глаза стали живее, и даже скорбные морщины меж бровей разгладились.
Голова говорила много и охотно, как бы вознаграждая себя за время вынужденного молчания.
Прошлую ночь Лоран видела во сне голову профессора Доуэля к, проснувшись, подумала: "Видит ли сны голова Доуэля?"
- Сны... - тихо прошептала голова. - Да, я вижу сны. И я не знаю, чего больше они доставляют мне: горя или радости. Я вижу себя во сне здоровым, полным сил и просыпаюсь вдвойне обездоленным. Обездоленным и физически и морально. Ведь я лишен всего, что доступно живым людям. И только способность мыслить оставлена мне. "Я мыслю. Следовательно, я существую", - с горькой улыбкой процитировала голова слова философа Декарта. - Существую...
- Что же вы видите во сне?
- Я никогда еще не видал себя в моем теперешнем виде. Я вижу себя таким, каким был когда-то... вижу родных, друзей... Недавно видал покойную жену и переживал с нею весну нашей любви. Бетти когда-то обратилась ко мне как пациентка, повредив ногу при выходе из автомобиля. Первое наше знакомство было в моем приемном кабинете. Мы как-то сразу сблизились с нею. После четвертого визита я предложил ей посмотреть лежащий на письменном столе портрет моей невесты. "Я женюсь на ней, если получу ее согласие", - сказал я. Она подошла к столу и увидала на нем небольшое зеркало; взглянув на него, она рассмеялась и сказала: "Я думаю... она не откажется". Через неделю она была моей женой. Эта сцена недавно пронеслась передо мной во сне... Бетти умерла здесь, в Париже. Вы знаете, я приехал сюда из Америки как хирург во время европейской войны. Мне предложили здесь кафедру, и я остался, чтобы жить возле дорогой могилы. Моя жена была удивительная женщина...

 

Выполните задания:

 

3.Сравните цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов.

 

      1-ый текст 2-ой текст  
         
Цель текста        
       
Целевая аудитория      
       
Жанр и жанровые особенности      
           
Стиль и стилистические      
особенности        
           
        [4]

 

4.В чем сходство текстов? [2]

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

 

 

5.Укажите основную мысль текста №1. [1]

А) Усердие и трудолюбие писателя

В) Научная идея – основа роизведения

 

С) Идея романа «Голова профессора Доуэля» D) Причины популярности книг А.Беляева

 

 

6.Укажите основную мысль текста №2. [1]

 

А) Обустройство, придуманное Керном

 

В) Впечатления Лорен от увиденного

 

С) Корыстные замыслы Керна

 

E) Влияние Керн на Лорен

 

7.Выпишите из текстов не менее 2-х примеров, служащих доказательством жанра произведений. [2]

 

 

Текст№1

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

Текст №2.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

II.Говорение [10]

 

8. Подготовьте сообщение на тему «Фантастика – литературный прием или жанр?» (рассуждение) объёмом (200-230 слов), на примере произведений Беляева и Булгакова.

ü Можете воспользоваться для сообщения ПОПС-формулой

 


Чтение

 

          Ответ     Балл Дополнительная
вопроса                       информация
    Цель 1 –го текста- рассказать о   Обучающийся получает
    причинах успешности писателя в   4 балла
    создании романов в жанре   за сравнение по 4-м
    научной фантастики.       пунктам таблицы.
    Цель 2-го текста- рассказать о    
    прозрении, потрясении Лоран от    
    увиденного.              
    Целевая аудитория 1-го текста –    
                 
    филологи, любители фантастики    
    или творчества Беляева.      
    Целевая аудитория 2-го текста–    
             
    читатели,любители научно-    
    фантастического жанра.      
      текст очерк о писателе    
    А.Беляеве.                
    2 текст – роман в жанре научной    
    фантастики;              
      текст публицистический    
    стиль;   информирование    
    читателя, есть проблема; есть    
    смешение публицистического и    
    разговорного стиля «глотаются,    
    уплетаются за обе щёки»,    
    2 текст –художественный стиль,    
    воздействие на читателя, много    
    средств выразительности.    
    Сходство текстов в том, что 1-й   Принимаются
    текст о мастерстве писателя   альтернативные ответы.
    А.Беляева в создании научно-    
    фантастических романов, 2-й    
    текст – отрывок из произведения    
    А.Беляева. Первый текст готовит    
    нас к восприятию второго текста.    
    D                    
    В                    
    1 текст: …с редким усердием и    
             
    трудолюбием… Книги Беляева    
    не читаются, глотаются.      
    2 текст: голова жила, отделённая    
           
    от тела, самостоятельной и    
    сознательной жизнью; голова    
    Доуэля, моего умершего    
    уважаемого         коллеги,    
    возвращённая мною к жизни.    
Всего:                      

 

Говорение 10

 

Баллы   Раскрытие идеи   Грамотность речи
     
  Эффективно раскрывает и объясняет Точен и последователен, но допускает
  сложные идеи и понятия. Выражает случайные незначительные ошибки.
  мнение с последовательным хорошо Речь грамотная, без ошибок и использует
  сформулированным обоснованием. речевые клише уместно. Использует
  Надлежащим образом анализирует и лексику научно-технической сферы.
  оценивает соответствующую        
  информацию.            
               
  Точно раскрывает и объясняет Допускает случайные ошибки при
  сложные идеи и концепты.   использовании сложного языка. Любые
  Выражает мнение, в основном, с незначительные ошибки в речи не
  хорошо   сформулированным затрудняют понимания, использует
  обоснованием.     речевые клише.  
  В целом, соответствующим образом Использует лексику научно-технической
  анализирует и   оценивает сферы    
  соответствующую информацию.        
               
  Точно раскрывает и объясняет Допускает ошибки при использовании
  простые идеи. Выражает мнение с сложного языка.В целом, ошибки не
  некоторым   обоснованием. затрудняют понимания. Затрудняется
  Анализирует и   оценивает использовать слова научно-технической
  соответствующую информацию сферы.    
  удовлетворительно.            
       
  Объясняет простые идеи;   Допускает очевидные ошибки даже при
  ограниченное раскрытие идей. использовании простого языка.
  Выражает мнение с небольшим Отсутствуют речевые клише и научно-
  количеством обоснования или без техническая лексика.  
  него.                
     
  Выражает очень мало идей; идеи не Очень часто допускает ошибки. Ошибки
  объяснены или не раскрыты. в речи полностью затрудняют
  Дает только основную информацию. понимание.    
  Чаще всего информация неуместна.        

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: