Состояние атмосферы Калининградской области




 

Одним из показателей состояния окружающей среды является уровень загрязнения атмосферного воздуха.

Загрязнение воздушного бассейна области формируется под воздействием выбросов собственных источников и переноса загрязняющих веществ с сопредельных территорий. Область получает извне дополнительное количество загрязняющих веществ, превышающее собственные в 5-7 раз. Суммарное осаждение соединений серы и окисленного азота на 90% обусловлены поступлением указанных веществ из сопредельных государств.

В последнее время, наряду со стационарными источниками, в полный рост встаёт проблема загрязнения атмосферы выбросами автомобильного транспорта, вклад которого по области составляет 63% суммарного выброса, а по Калининграду - около 54% и он продолжает нарастать.

Индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) в 2001г. составил 7,3 и характеризуется как несколько повышенный. Это может быть связано с увеличением количества автотранспорта, который является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городе.

Мероприятия по снижению вредных выбросов от стационарных источников связаны с закрытием мелких котельных, не имеющих эффективной газоочистки и переводе крупных теплоисточников на более экологичные виды топлива (преимущественно газообразное).

В числе показателей экологического состояния любой территории, особенно густо населенной и используемой в качестве курортной зоны, какой является значительная часть морского побережья Калининградской области, важное место занимает загрязнение воздушной среды. Это загрязнение и его интенсивность сказываются, в первую очередь, на здоровье населения, а также на состоянии биосферы в целом. Источниками загрязнения воздушной среды являются выбросы твердых, газообразных и жидких веществ в результате работы промышленных предприятий, коммунальных котельных, системы печного отопления и автотранспорта. На Калининградском побережье располагаются, как известно, портовый комплекс в Балтийске, Янтарный комбинат, Пионерская база рыболовного флота. Большое количество домов с печным отоплением и котельных имеется в Зеленоградске, Светлогорске, Отрадном, Донском и в других населенных пунктах. Движение автотранспорта здесь также довольно значительно. Кроме того, существенную роль играет трансграничный перенос загрязняющих веществ с воздушными потоками, преобладающее направление которых западное и северо-западное, т.е. со стороны Польши и Скандинавии через Балтийское море. Поэтому требуется постоянный контроль и оценка загрязнения атмосферы, определение состава и объема выбрасываемых в воздушную среду загрязняющих веществ, выявление динамики процессов по годам.

На основе данных Калининградского областного комитета государственной статистики выполнена оценка выбросов вредных веществ в атмосферу морского побережья (Приложения 1-3). Они составлены по административному делению области. Приложение 1 охватывает Балтийск с пригородной зоной. Приложение 2 включает Светлогорск и входящие в его административную территорию Пионерский, Приморье и Янтарный. Приложение 3 охватывает Зеленоградский район, занимающий западную и северную части Самбийского полуострова (без Балтийска, Янтарного, Светлогорска и Пионерского). В таблицах приведены интегрированные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу за 1994 год. Они включают: твердые выбросы, в том числе продукты сгорания (дым), производственную и дорожную пыль; газообразные и жидкие выбросы, из которых выделены окись углерода, диоксид серы, окислы азота, летучие органические соединения; отдельно отмечены специфические загрязняющие вещества, в которые входят сажа, металлы и их соединения (марганец, свинец, хром и др.), кислоты (азотная, серная, соляная, синильная), аммиак, ацетон, бензин, ксилол, толуол, фенол и другие вещества. Однако в таблицах указаны только наиболее значительные по объему выбросов показатели.

Анализ таблиц свидетельствует, что наиболее интенсивно загрязнение воздушной среды наблюдается в Балтийске, учитывая относительно небольшую площадь его территории по сравнению с другими. Твердые выбросы составляют здесь 36% от общего объема, а газообразные - 64%. Из них очень большую долю (до 36%) занимают специфические выбросы, связанные в основном с деятельностью порта, судоремонтных мастерских, самих судов, котельных, автотранспорта и других источников загрязнения воздуха. В Светлогорской зоне, где наиболее активными загрязнителями являются Пионерский порт с базой рыболовного флота и Янтарный комбинат, твердые выбросы составляют лишь 15% от общего объема, а газообразные - 85%, что связано, очевидно, с меньшей долей здесь печного отопления и котельных на твердом топливе. Значительно снижен на этой территории и объем специфических загрязнителей - 14% от общего объема выбросов. В Зеленоградском районе, где помимо города-курорта преобладают небольшие сельские поселки на довольно большой территории, интенсивность загрязнения воздушной среды заметно меньше. В то же время в связи с широким распространением печного отопления и довольно активного движения автотранспорта по многочисленным, большей частью в плохом состоянии, дорогам доля твердых выбросов в атмосферу здесь повышена до 39% при относительно меньшем вкладе газообразных выбросов (около 60%). Увеличен также объем специфических загрязняющих веществ до 24%. И еще одно существенное замечание относительно выбросов в атмосферу. Система их обезвреживания организована явно недостаточно. Улавливаются и обезвреживаются только твердые выбросы в Светлогорске и Зеленоградском районе, и то лишь частично (соответственно 10% и 39%), а газообразные и жидкие выбросы совсем не улавливаются и свободно поступают в воздушную среду, отравляя ее, особенно диоксидом серы и окисью углерода.

Для изучения динамики загрязнения атмосферы в прибрежной зоне были построены графики изменений объемов выбросов за 7 лет (1988 - 1994 гг.) в Светлогорской зоне, как наиболее изученной. Использованы данные по основным видам загрязнений, включая твердые выбросы, окись углерода, диоксид серы, окислы азота, летучие органические соединения и сажу на фоне их общей массы.

Общее снижение всех выбросов в атмосферу составило в 1994 году 40% от объема 1988 года. Оно, несомненно, связано с экономическим кризисом в стране и в Калининградской области, который привел к падению промышленного производства на 50% и более, а ряде случаев - к состоянию банкротства, например, в Пионерской базе рыболовного флота. При этом снижение объема вредных выбросов в атмосферу оказывается меньше, чем сокращение производственной деятельности, как и по всей России, свидетельствуя об ухудшении качества очистки этих выбросов или ее отсутствие вообще.

Такое же общее уменьшение, начиная с 1989 года, отмечается для твердых выбросов, окиси углерода и летучих органических соединений. Объем твердых выбросов, обусловленных в основном работой промышленных предприятий, сократился до 11% от показателя 1988 года, летучих органических соединений - даже до 2%, а объем выбросов окиси углерода, где большую роль играет автотранспорт, снизился только до 42%. Интересную картину дают графики изменчивости выбросов диоксида серы, окислов азота и сажи, где вначале, до 1991 года, а для диоксида серы - до 1992 года, отмечается постоянное увеличение объемов, а затем довольно резкое падение. Для диоксида серы объем выбросов при этом снизился до 36%, а окислов азота - до 22%, для сажи - до 35% от максимального показателя. Такой ход изменений выбросов связан с тем, что они обусловлены, в основном, использованием в мелких котельных и при печном отоплении твердого топлива со значительным содержанием серы и других примесей. До 1991-1992 г. система отопления действовала практически без какого-либо снижения интенсивности, хотя и с ухудшением качества топлива, но затем наступил топливный кризис, который ощутили на себе все жители Калининградской области. Кризис продолжается до настоящего времени, и именно это, а не улучшение качества топлива и работы котельных, вызвало снижение объемов выбросов в атмосферу диоксида серы, окислов азота и сажи. Главный же вывод из рассмотрения представленных материалов состоит в том, что необходимость совершенствования технологических процессов в производстве, создания системы улавливания и утилизации вредных выбросов в атмосферу из всех видов источников, проведения мониторинга воздушной среды и соответствующих природоохранных мероприятий являются актуальными экологическими проблемами на Калининградском побережье и в области в целом.

Балтийск

Виды выбросов Выброшено всего Уловлено и утилизировано Выброшено в атмосферу
Твёрдые вещества   -  
Газообразные и жидкие   -  
Диоксид серы   -  
Окись углерода   -  
Оксилы азота   -  
Специфические вещества 99,3 - 99,3
Сажа 0,37 - 0,37
Всего 548,67 - 548,67

Светлогорск

Виды выбросов Выброшено всего Уловлено и утилизировано Выброшено в атмосферу
Твёрдые вещества      
Газообразные и жидкие   -  
Диоксид серы   -  
Окись углерода   -  
Оксилы азота   -  
Специфические вещества 91,8 - 91,8
Сажа 7,62 - 7,62
Аммиак 0,27 - 0,27
Ацетон 0,15 - 0,15
Бензин 0,12 - 0,12
Всего 1312,96   1302,96

Зеленоградск

Виды выбросов Выброшено всего Уловлено и утилизировано Выброшено в атмосферу
Твёрдые вещества      
Газообразные и жидкие   -  
Диоксид серы   -  
Окись углерода   -  
Оксилы азота   -  
Специфические вещества 269,9 - 269,9
Сажа 0,63 - 0,63
Всего 2087,53   1912,53

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: