Тема: «Закон на нашей земле»




Цель: Формировать знания ребят о правонарушениях.

Задачи:

- развивать знания детей о видах нарушений и наказаниях за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: Конституция РФ, Декларация прав человека, Уголовный кодекс РФ.

Ход занятия:

1. Организационная часть. (Слайд 1)

Ведущий:

– Здравствуйте ребята! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «Здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Вводная часть.

Объявление темы и постановка цели занятия:

- Как видите в руках у меня нить

- С чем её можно сравнить? (с жизнью)

- Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся»

- Ребята, все вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Сегодняшнее занятие - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

1) Притча «Страна Закония». Беседа.

«Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось.

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы».

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, ее жители счастливы, стали чувствовать себя в безопасности?

(Жители стали жить по законам).

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость.

В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, появился закон, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». (Слайд 2)

А знаете ли вы, что такое ЗАКОН?

(После ответов детей Слайд 3)

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) (Слайд 4)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка» (слайд 5), «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс» (слайд 6), «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» (слайд 7).

 

Задание 1. Игра «Права. Обязанности» ( Ирина)

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие права, обязанности (и ответственность) вы имеете в своем возрасте.

(команды вписывают свои варианты ответов в бланки, капитаны сдают листы с ответами). (Далее правильные ответы выводятся на экран)

Права (слайд 8)

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности (слайд 9)

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы и детского дома, правила внутреннего распорядка.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность (слайд 10)

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

(дополнительная информация) Уголовная ответственность за отдельные виды преступления. (слайд 11)

За совершение общественно–опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направления комиссией ПДН в специальные учреждения.

 

Ведущий:

- За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

- Рассмотрим понятия нарушений:

Задание 2. Упражнение «Найди определение» (Валерия)

- Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Эти понятия имеют следующие определения:

(слайд 12) Проступок– Проступок- противоправное поведение, влекущее по действующему законодательству дисциплинарную либо административную ответственность.

(слайд 13) Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

(слайд 14) Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- Рассмотрим несколько ситуаций и попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

(командам изучают карточки с ситуациями и пишут подходящий ответ).

«Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?)»

(Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

(слайд 15-16)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Пояснение: Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей, из детского дома воспитателей, администрацию детского дома)

 

«Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?»

(Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры) (слайд 17-18)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

 

«Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?»

(Ответ: эти ребята совершили преступление) (слайд 19-20)

- Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3. (Роман) (слайд 21)

Уголовная ответственность по большинству преступлений предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации с 16 лет. Однако есть 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет. Все они собраны в ст. 20 УК РФ:

Назовите, за какие преступления наступает ответственность с 14 лет?

Ответы: (после сбора ответов слайд 22-23)

- убийство,

- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

- кража,

- грабеж,

- вымогательство,

- уничтожение или повреждение имущества

- терроризм

- захват заложника

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

- вандализм

- хищение либо вымогательство наркотических веществ

- Однако, если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное учреждение. К нему также могут быть применены и другие меры воспитательного характера

 

Задание 4. (Леонид)

1. Что такое право? (Норма, правило).

2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

3. Защитник на суде? (Адвокат)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

5. Обвинитель на суде? (Прокурор)

6. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

7. Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).

8. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).

9. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).

10. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).

11. Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).

12. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).

13. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).

14. Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).

15. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).

Задание № 5 (Ольга)

- А теперь добавим немножко юмора в наше серьезное мероприятие, но не будем уклоняться от его тематики. Итак, конкурс для ответственных и смелых представителей ваших команд. Прошу капитанов подойти поближе.

- Я задаю вопросы, а вы отвечаете. За каждый своевременный и правильный ответ дается один балл. Есть возможность вывести свою команду в лидеры. Итак, начали:

1. Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).

2. Информация, распространяемая старушками? (Слухи)

3. Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).

4. Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).

5. Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).

6. Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).

7. Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).

8. Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).

9. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

10. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)

 

Ведущий: (подводка к тесту Артёма)

Тест (Артём)

Ведущий: Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Награждение

Ведущий:

- Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

 

Приложение к заданию 1

 

Права Обязанности Ответственность
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: