Краткий словарь – справочник психологических терминов по возрастной (детской) психологии




А

Абстракция - один из основных процессов умственной деятельности человека или одна из основных операций мышления, позволяющая мысленно вычленять и превращать в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предметов и явлений. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Авторитарность - социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жёсткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчинённых, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания для осуществления на них соответствующего воздействия.

Автономная речь - один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослыми. По форме “слова” А.Р., большей частью, являются результатом искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды («ко-ко» - молоко). Характерными психологическими особенностями А.Р. являются ситуативность, неопределённость, многозначность, отсутствие синтаксических отношений. В случае правильного воспитания А.Р. быстро исчезает.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Выделяются следующие виды агрессии: физическая, вербальная, прямая (непосредственно направленная), косвенная (действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (сплетни, злые шутки и т.п.) Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчёркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Уровни А. Определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и норма возмездия за акты. Важную роль здесь играет также ряд ситуативных переменных (интерпретация намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующие действия).

Адаптация - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет 2 спектра - биологический и психологический. Биологическая адаптация включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды и изменениям в организме. Психологический аспект адаптации (он частично перекрывается понятием социальной адаптации) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Адаптация социальная - 1. Активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе; 2. Результат этого процесса, т.е. интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, организации досуга и самообслуживанию и т.д.

Аккомодация - в концепции интеллекта Ж. Пиаже А. - это приспособление схем поведения к ситуации, требующее от организма определённых форм активности, т.е. изменение уже сложившихся знаний, умений, навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.

Акселерация - ускорение физического и психического развития детей.

Акцентуации характера – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А.х. свойственна уязвимость личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим.

Амбивалентность чувств - внутреннее противоречие, эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.

Анализ - рассмотрение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном или реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. А. Как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных мыслительных операций.

Анализ продуктов деятельности - один из методов психологии. Детская психология изучает рисунки, стихи, аппликации, конструкции и др. продукты деятельности ребёнка. Изучение продуктов деятельности позволяет выявить интересы, склонности, способности; особенности навыков и умений, объём знаний, мышления, воображения и др.

Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Апперцепция - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.

Ассимиляция - в теории Ж. Пиаже - использование, усвоение в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения, включение определённого материала в уже существующие схемы действия, включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребёнок справляется без изменения наличных схем действия.

Ассоциация - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.д.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой появление и другого

Атавизм - проявление растущим организмом каких-либо признаков, унаследованных от предков, имеющих ранее приспособительную роль и затем утраченную.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы новорожденного ребенка, утрачиваемые через несколько месяцев после рождения.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Аустическое мышление – в понимании Ж. Пиаже, первоначальная стадия развития интеллекта, на основе которой в ходе онтогенеза происходит становление логического мышления. Аффект - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В возрастной психологии А. часто употребляется как синоним понятия «эмоция».

Б

 

Бессознательное - совокупность психических процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдаёт себе отчёта.

Биогенетический закон - перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов). При этом неправомерно утверждается, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно – исторического развития человечества (Д. Болдуин, К. Бюлер, С. Холл, В. Штерн и др.). Отсюда вытекает признание предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно – исторического характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром, от характера и содержания его собственной деятельности.

Бихевиоризм - направление в психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Близнецовый метод - предложен Гальтоном в 1875 г., заключается в сопоставлении внутрипарного сходства у монозиготных и дизиготных близнецов, даёт возможность определить относительную роль генотипа и среды. Это метод установления сходства близнецов для оценки относительной роли наследственности и среды в появлении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака. В возрастной психологии используются несколько разновидностей Б.м.: метод контрастных групп, метод контрольного близнеца, метод разлученных близнецов, метод сравнения близнецов с их сверстниками-неблизнецами.

Близнецы монозиготные – тип близнецовой пары, происходящей из одной зародышевой клетки, имеющий идентичный генотип.

Близнецы дизиготные – тип близнецовой пары, родившейся из разных зародышевых клеток, имеющий генотипы, которые различаются как у обычных братьев и сестер.

Биологические факторы развития - наследованные, врождённые особенности организма.

В

Ведущий вид деятельности - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной степени его развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности. Эта деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию в определенный период жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения - преобладающие в данный возрастной период вид и форма общения с окружающими людьми, благодаря которым у человека формируются его основные личностные качества.

Внимание - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач; сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). К числу характеристик В. относятся избирательность, объем, устойчивость, распределение и переключаемость В.

Внутренняя позиция - система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь - различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. В.р. - особая, беззвучная, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных задач. В онтогенезе В.р. формируется в процессе интериоризации внешней речи. Выделяют три основных типа В.р.: 1) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации; 2) собственно В.р., когда она используется как средство мышления; 3) внутреннее программирование.

Внушение (или суггестия) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

Возраст психологический – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В.п. – законченный, замкнутый цикл психического развития, имеющий свою структуру и динамику. Характеристикой В.п., с точки зрения Д.Б. Эльконина, являются: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Возрастное психологическое новообразование - то качественно новое в психике ребёнка, что впервые возникает на данной возрастной ступени развития.

Возрастная периодизация - принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий. В.п. - это разделение жизненного пути ребёнка на периоды. Содержание периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Возрастная периодизация позволяет лучше понять закономерности детского развития.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (свои желания и стремления).

Воображение - 1. - психологический процесс, выражающийся: а) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; б) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; г) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

2.- это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-словесного опыта. В последнее время всё большее распространении получает понимание воображения как всеобщего свойства сознания.

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

 

Высшая нервная деятельность - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании условных рефлексов у человека и животных. Основными процессами В.н.д. являются процессы возбуждения и торможения. Сочетание свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов возбуждения и торможения) составляют тип В.н.д.

Тип В.н.д. - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и животного. И.П. Павловым выделены 4 типа В.н.д.: 1) сильный неуравновешенный, подвижный; 2) сильный, уравновешенный, инертный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный; 4) слабый. Выделенным типам В.н.д. соответствуют 4 типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический, меланхолический.

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Л.С. Выготский выделял два уровня психических явлений – «натуральные» и «культурные». Первый уровень детерминирован действием генетического фактора, а второй - формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Важнейшей характеристикой высших психический функций является их опосредованность различными психологическими орудиями - знаковыми системами.

Г

Генетический эксперимент - метод изучения детской психики, разработанный Л.С. Выготским, который заключается в активном формировании в лабораторных условиях изучаемой способности, психической функции детей, отсутствующей ранее, на основе воссоздания модели ее развития.

Генотип - совокупность особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических, наследственных факторов.

Гиперактивность детская - проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка, невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Гиперпротекция доминирующая – стильсемейного воспитания, сочетающий обостренное внимание и заботу о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

Гиперпротекция потворствуюшая – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

Гипобулические реакции - новообразование кризиса 1 года, соединение аффекта и воли. У ребёнка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Они относятся к первым волевым реакциям, представляют собой качественно своеобразную ступень в развитии волевых действий, недифференцированных на волю и аффект.

Гипопротекция - тип семейного воспитания, характеризующийся недостатком опеки и контроля за поведением детей, доходящим иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии детей. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

 

 

Госпитализм - синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребёнка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми. Проявлениями госпитализма являются: запоздалое развитие движений, резкое отставание в овладении речью, в развитии деятельности, эмоциональная обеднённость, вялость, пассивность ребенка и др. Госпитализм является результатом отсутствия или прерывания контактов ребёнка со взрослыми, наблюдается даже при хорошем уходе.

Готовность к школьному обучению - желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребёнка.

Группа диффузная - общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентированное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.

Группа неформальная - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединённая на основе интересов, дружбы и симпатий, либо на основе прагматической пользы.

Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы, мнения, оценки, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

 

Д

 

Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании. Движущие силы развития - борьба внутренних противоречий, возникающих в жизни личности. Противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, становятся источником активности индивида, направленной на разрешение внутреннего противоречия путём выработки новых способов поведения.

Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Поведение становится манерным, нарочитым, утрированным, театрализованным.

Депрессия - болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях, тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Д. характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Виды Д.: социальная, материнская, эмоциональная, сенсорная, двигательная, интеллектуальная.

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Детская психология - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Предмет исследования детской психологии - условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов, формирования различных типов деятельности ребёнка, качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Динамический стереотип - слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре головного мозга, формирующаяся в результате многократного применения чёткого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д.с. представляет значительные трудности для нервной системы, но, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую.

Дооперациональное мышление - стадия развития интеллекта, на которой находится ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет (Ж. Пиаже). К 2 годам у ребёнка начинает формироваться символическая функция, т.е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. На дооперациональной стадии у ребёнка формируется внутренний план действий, создаются условия для возникновения мыслительных операций. Основной характеристикой дооперационального мышления является использование символов и знаков, в том числе слов, речи; эгоцентризм мышления, неспособность к децентрации, к построению логических рассуждений. Ребёнок центрирован на каком-либо признаке ситуации, игнорирует все остальные, центрирован на настоящем моменте, отсутствует обратимость мыслительных операций. Мышление ребёнка наглядно-интуитивное. Эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики, как синкретизм (связь всего со всем), соположение (отсутствие причинно-следственной связи между суждениями), трансдукцию, нечувствительность к противоречиям.

 

Е

 

Естественный эксперимент – метод общей и возрастной психологии, при котором изучение психических явлений проводится в условиях, близких к обычной деятельности, и испытуемый не знает, что он является объектом исследования. Е. э. объединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными).

 

Ж

 

Житейское понятие – в отличие от научного,несовершенное понятие, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений; понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки.

 

З

 

Задатки - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. В качестве задатков могут выступать: типологические свойства нервной системы, работа анализаторов и различных областей коры головного мозга, от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга.

Задержка психического развития - особый вид аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР снижена работоспособность, познавательная активность находится на низком уровне. Дети с ЗПР характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов.

Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Знак рассматривается как компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. Знак выступает в двух планах: в социальном, как продукт истории культуры человеческого рода, и в психологическом, как орудие психологической деятельности конкретного человека. Знак - какое-либо условное обозначение (изображение), представляющее действительность в символической форме. Знак функционирует в сознании как та вещь, которую он отражает в снятом, структурированном, обобщённом виде. Знак - это обобщённый смысл предмета или явления действительности, продукт социального развития. Знаки связаны с употреблением и передачей социальных выработанных значений и функционируют только в обществе. По мнению Л.С. Выготского, знаки не создаются ребёнком самостоятельно, а усваиваются в процессе активного взаимодействия с социальной средой. В литературе, посвящённой проблеме знака можно выделить два понимания этого термина: 1. широкое значение - любой заместитель, любая форма выражения мысли или вещи выступает как знак. Виды знаков в этом понимании: иконические (копии объекта), индексы (признаки объекта), символы (связь знаков с объектом условна). 2. В узком смысле знак является видовым понятием наряду с символом. Различают символы, сохраняющие с обозначаемыми предметами и явлениями сходство, и знаки, условно произвольные, абстрактные обозначения предметов и явлений.

Знаковая, семиотическая функция - способность оперировать знаково-символическими средствами, способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов и знаков. З.ф. приобретаются на втором году жизни и проявляются затем в разных видах деятельности - имитации, символической игре, рисовании, умственном образе, представлении и речи. Содержанием знаковой функции является умение использовать вместо объекта заместители разных модальностей, разделение обозначаемого и обозначающего.

Знание - отражение ребёнком свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способах действий с ними (правила, приёмы, способы, методы, предписания).

Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. З.б.р. составляет область не созревших, но созревающих психических процессов и определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Актуальный уровень развития - это уровень развития достигнутый ребёнком, он охватывает уже созревшие на сегодняшний день процессы, функции, свойства, характеризуется как завершившийся цикл развития, итог, результат, конечные достижения в развитии за истекший период. Понятие введено Л.С. Выготским, показавшим, что обучение, создавая З.б.р., «ведет» за собой развитие. Положение и З.б.р. легло в основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка.

Запущенность педагогическая - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Дети с педагогической запущенностью чаще всего не имеют аномалий развития, но не обладают знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизни. Иногда педагогическая запущенность приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии.

Защита психологическая - система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, состояний тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие З.п., характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. З.п. направлена на сохранение стабильности самооценки личности, образа «Я.» и образа мира. К механизмам З.п. относят специфические формы регулирования, снижающие остроту переживания угрозы или внутриличностного конфликта (вытеснение, регрессия, идентификация, проекция, изоляция).

Защитные механизмы - психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний.

 

 

И

 

Иерархия мотивов - система побудительных сил поведения, в которых менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Игра предметная - воспроизведение ребёнком предметных действий взрослых. Это детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребёнок использует их по прямому назначению.

Игра ролевая - направлена на воспроизведение отношений между взрослыми. И.р. - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых, социальные роли и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения.

Игра символическая - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме. Сюжетно-ролевая игра дошкольников носит символический характер.

Игра сюжетная - детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольника, предметом которой является взрослый человек, его деятельность и система взаимоотношений с другими людьми.

Идентификация - уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Ребёнок перенимает свойства и формы поведения тех людей, с кем он себя отождествляет. И. основана на подражании, но не сводится к нему. И. относится к стихийным механизмам формирования личности ребенка.

Идентификация полоролевая - отождествление ребёнком себя с человеком определённого пола и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения.

Изобразительная деятельность – знаково-символическаядеятельность, продуктом которой являются выраженные в специфической форме наглядные образы объективной действительности. И.д. играет большую роль в развитии ребёнка дошкольника, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядного мышления. В И.д. тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный ребёнком продукт в значительной степени отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру.

Импринтинг - 1. Это способность новорожденных животных в первые дни жизни рецепторно фиксировать и запоминать подвижные предметы, находящиеся поблизости. Впоследствии эти предметы вызывают на себя устойчивую ориентировку животного. 2. Отпечаток, штамп, запечатление. Связь, сформировавшаяся на определённом жизненном этапе, сохраняется в течение всей жизни и накладывает на формирование личности неизгладимый отпечаток. Импринтинг лежит в основе формирования у ребёнка привязанности к матери.

Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, он быстро и непосредственно реагирует и нередко быстро раскаивается в своих действиях. Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного возраста и отчасти младшим школьникам в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением.

Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида «хомо сапиенс» (Homo sapiens), продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Индивидуальное развитие - развитие данного индивида в процессе его жизни и деятельности.

Индивидуализация – в периодизации А.В. Петровского фаза становления личности в социокультурной среде, порождается обостряющимися противоречиями между достигнутой адаптацией к референтной группе – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе ” и стремлением индивида к максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Инстинкт - врождённый вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания.

Интеграция - в возрастной периодизации А.В. Петровского фаза становления личности в социокультурной среде, определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным в общности своими особенностями и отличиями и потребностью общности принять, одобрить лишь те его особенности, которые соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности. В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый вклад в жизнь группы. Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. И. Рассматривается как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности.

Интеллект - сложное интегральное психическое образование, включающее разные познавательные процессы и функции в их взаимосвязи. А также интеллект - это: 1. общая способность к познанию и решению проблемы, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе способностей; 2. система всех познавательных способностей индивида; 3. способность к решению проблемы без проб и ошибок, в «уме».

Интериоризация - постепенное превращение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: