Особенности позитивистского мышления
-Выделение субъективного в объективном (Мир = опыт)
-Избегание субъективности (Я = «черный ящик»)
-Основание вывода — дедукция (восхождение от общего к частному)
-Интегральная единица общения — мифема
-Предпричинность (слияние мотива и причины) как основа всеобщей связи. -Артифициализм
-Интегральная единица общения — идеологема
-Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи -Закономерность
-Накопление успешных действий по типу St-*R. Эксперимент
-Основание вывода — индукция (восхождение от частного к общему)
-Интегральная единица общения — конструкт
-Результативность (прагматическая причинность) как основа всеобщей связи -Контекстуальность
-Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непроизвольность, интуиция)
-Единство аффективного и интеллектуального
-Власть коллективного бессознательного
-Внутренний контроль над процессами умозаключения
-Появление критичности как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой
-Авторитет разума
-Расширение критичности на сферу достижений разума
-Относительность истины
-Успех как единственный критерий
-Программирование (прогнозирование и верификация) поведения
Определение конструкта
Конструкт – не спонтанно возникший, а специально смоделированный для предъявления предмет (образ и алгоритм), позволяющий надежно распознавать его аналоги в реальности и эффективно оперировать с ним.
Типологические характеристики прагматического текста
Социально-коммуникативные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства |
• Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения; • Развитие самосознания и самокоррекции поведения срединных слоев обществ; • Активизация, оформление и формулирование общественного мнения; • Продвижение или разоблачение общественно- политических программ; • Организация кампаний поддержки или протеста; • Распространение полезных сведений, навыков, умений; • Участие в программированном обучении; • Оформление и продвижение конструктов и т.п. | • Ориентировочный рефлекс; • Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции; • Деятельностная реакция на символический раздражитель; • Накопление опыта действий по типу St-»R; • Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения; •Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего; • Рационализация стремлений к обладанию, преодолению и т.п. | • Презентация событий как практически значимых лично для реципиента; • Алгоритмизированное предметное предъявление; • Индуктивное умозаключение; • Деритуализация; • Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения; • Апелляция к данным статистики, прецедентам, мнениям специалистов и очевидцев; • Расположение деталей «по степени убывания важности»; • Безоценочность, как бы «отстраненность» и даже обезличенность стиля авторской речи; • Перебои (замедления/ ускорения) темпоритма изложения и т.п. |
Пример прагматического текста из СМИ
https://meduza.io/feature/2020/04/24/chto-delat-i-chego-ne-delat-beremennym-i-ih-blizkim-vo-vremya-pandemii
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
• Индуктивное умозаключение (Если нужно передать какие-то анализы, то это должны сделать близкие, а обсуждать результаты исследований с врачом можно по телефону.Но при этом нельзя отказываться от консультаций с врачом совсем: это опасно) • Алгоритмизированное предметное предъявление (-за младенцем должен ухаживать член семьи, у которого нет симптомов заболевания; -женщина должна находиться от ребенка на расстоянии двух метров или дальше; -когда это невозможно, она должна носить маску итрогать ребенка чистыми руками) • Апелляция к мнениям специалистов и очевидцев (Если состояние похоже на новую коронавирусную инфекцию, нужно самоизолироваться и соблюдать все правила. Такую рекомендацию дает и российский Минздрав) | • Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции • Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения •Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего | • Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения • Распространение полезных сведений, навыков, умений • Участие в программированном обучении |