Задания для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям
СОЦИОЛОГИЯ
Тема 1. Социология как наука
Устно ответьте на вопросы
1.«Будучи социологом,— отмечает польский профессор П. Штомпка — трудно, практически невозможно спрятаться в башню из слоновой кости. Уж теории сами по себе вызывают изменения: они непосредственно влияют на социальное сознание, оставляют свой отпечаток на здравом смысле и таким образом изменяют социальную практику людей, которые во имя убеждения, и теоретических в том числе. Помимо академических кругов, теоретик сталкивается с потребностями другой аудитории: простых людей, членов общества, действующих на социальных подмостках. Им нужны ориентиры, лучшее понимание окружающих условий, поиск выхода из лабиринта изменяющейся социальной жизни. И «большие теории», если они хороши, должны отвечать на эти вопросы: показывать возможности, вероятные последствия, варианты, перспективы деятельности людей». О какой функции социологии идет речь в данном рассуждении?
2.Согласно М. Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникальными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э. Дюркгейм, который был в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме.
|
Тема 2 «История социологии»
Письменно ответьте на вопросы:
1. Какие из идей Конта:
а) получили развитие в дальнейшем;
б) оказали влияние на современную социологию;
в) оказались невостребованными?
Идеи Конта:
1) общество в своем развитии проходит три стадии (теологическую, метафизическую, позитивную);
2) общество представляет собой органическое целое;
3) социология в классификации наук имеет более высокий ранг, чем математика, физика и биология;
4) в основе социальной системы находятся интеграция и стабильность.
2.Какое действие не является социальным, с точки зрения М. Вебера:
а) столкновение велосипедистов;
б) выяснение отношений, брань;
в) крик от боли;
г) поведение людей в толпе?
3. К какому из направлений общественной мысли принадлежал А. С. Хомяков:
а) народничество; в) почвенничество;
б) западничество; г) славянофильство?
4.Кому из российских социологов XIX века принадлежит концепция локальных цивилизаций:
а) Н. Данилевскому; в) В. Ключевскому;
б) П. Лилиенфельду; г) А. Стронину?
Задания для самостоятельной работы, выполняемые малыми творческими группами
Группа 1113
Задание №1
Творческая группа №1.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Учение об обществе в работах Аристотеля». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
|
Творческая группа №2.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологический аспект христианского учения Аврелия Августина». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №3.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Разработка понятийного аппарата социологии Г. Спенсером». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №4.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологический неопозитивизм Дж. Морено и Д. Коэна». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №5.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Определение предмета социологии Э. Дюркгеймом». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
|
Задания для самостоятельной работы, выполняемые малыми творческими группами
Группа 1114
Задание №1
Творческая группа №1.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Идеи усовершенствования общества в работах Платона». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №2.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Структурный функционализм Парсонса». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №3.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социология конфликта Дарендорфа». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №4.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Проблема социальной солидарности в работах Э. Дюркгейма». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Творческая группа №5.
Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологические идеи в трудах П. Лаврова и Н. Михайловского ». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.
Задания для самостоятельной работы к теме 3 «Социологические исследования »
Устно ответьте на вопросы
1. Наблюдение - всем привычная форма изучения явлений жизни, накопления опыта. Широко распространено использование метода наблюдения в естественных науках. Чем отличается наблюдение как научный метод от простого восприятия фактов, обыденного наблюдения? Каковы методологические принципы применения этого метода в прикладном социологическом исследовании? Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках? Есть ли отличие принципов метода наблюдения в социологии и в психологии, в экономической и правовой науках?
2. Как метод научного познания эксперимент играет значительную роль в развитии науки. С его помощью сделаны важнейшие открытия в естествознании, в технике. Все более широкое распространение он получает в общественных науках. Вместе с тем порой к эксперименту относят то, что не соответствует его критериям.
1) Чем отличается эксперимент от наблюдения, от повседневной практики?
3) Какие ограничения возникают при использовании эксперимента в анализе социальных процессов и чем они обусловлены?
4) Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, педагогике, экономических и правовых науках?
3. Обоснуйте тезис: без документальной информации нельзя обойтись ни в каком исследовании. На каких этапах социологического исследования и в каком виде возможно и необходимо использование документальной информации? В каких случаях анализ документов может быть единственным методом сбора первичной социологической информации?
4.Метод опроса в социологии применяется часто. Однако он не является специфическим методом сбора информации лишь в социологических исследованиях. Широко используется опрос в журналистике, криминалистике, демографии, психологии, экономической науке, педагогике и т.п.
1) Что позволяет обеспечить получение в большей степени достоверной информации в процессе опроса?
2) Каковы методологические принципы применения этого метода в прикладном социологическом исследовании?
3) Есть ли отличие применения опроса в прикладной социологии от его применения в других науках? Если да, то в чем оно состоит?