Задания для самостоятельной работы, выполняемые малыми творческими группами




Задания для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям

СОЦИОЛОГИЯ

Тема 1. Социология как наука

Устно ответьте на вопросы

 

1.«Будучи социологом,— отмечает польский профессор П. Штомпка — трудно, практически невозможно спрятаться в башню из сло­новой кости. Уж теории сами по себе вызывают изменения: они не­посредственно влияют на социальное сознание, оставляют свой отпе­чаток на здравом смысле и таким образом изменяют социальную практику людей, которые во имя убеждения, и теоретических в том числе. Помимо академических кругов, теоретик сталкивается с по­требностями другой аудитории: простых людей, членов общества, действующих на социальных подмостках. Им нужны ориентиры, лучшее понимание окружающих условий, поиск выхода из лабирин­та изменяющейся социальной жизни. И «большие теории», если они хороши, должны отвечать на эти вопросы: показывать возможности, вероятные последствия, варианты, перспективы деятельности людей». О какой функции социологии идет речь в данном рассуждении?

 

2.Согласно М. Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникальными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э. Дюркгейм, который был в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме.

 

Тема 2 «История социологии»

Письменно ответьте на вопросы:

1. Какие из идей Конта:

а) получили развитие в дальнейшем;

б) оказали влияние на современную социологию;

в) оказались невостребованными?

 

Идеи Конта:

1) общество в своем развитии проходит три стадии (теологическую, метафизическую, позитивную);

2) общество представляет собой органическое целое;

3) социология в классификации наук имеет более вы­сокий ранг, чем математика, физика и биология;

4) в основе социальной системы находятся интеграция и стабильность.

 

 

2.Какое действие не является социальным, с точки зре­ния М. Вебера:

а) столкновение велосипедистов;

б) выяснение отношений, брань;

в) крик от боли;

г) поведение людей в толпе?

 

3. К какому из направлений общественной мысли при­надлежал А. С. Хомяков:

 

а) народничество; в) почвенничество;

б) западничество; г) славянофильство?

4.Кому из российских социологов XIX века принадле­жит концепция локальных цивилизаций:

а) Н. Данилевскому; в) В. Ключевскому;

б) П. Лилиенфельду; г) А. Стронину?

 

Задания для самостоятельной работы, выполняемые малыми творческими группами

Группа 1113

Задание №1

Творческая группа №1.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Учение об обществе в работах Аристотеля». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №2.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологический аспект христианского учения Аврелия Августина». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №3.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Разработка понятийного аппарата социологии Г. Спенсером». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

 

Творческая группа №4.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологический неопозитивизм Дж. Морено и Д. Коэна». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №5.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Определение предмета социологии Э. Дюркгеймом». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

 

Задания для самостоятельной работы, выполняемые малыми творческими группами

Группа 1114

Задание №1

Творческая группа №1.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Идеи усовершенствования общества в работах Платона». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №2.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Структурный функционализм Парсонса». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №3.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социология конфликта Дарендорфа». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №4.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Проблема социальной солидарности в работах Э. Дюркгейма». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

Творческая группа №5.

Подготовить к семинарскому занятию по теме 2 «История социологии» выступление на 5-7 минут с презентацией на тему: «Социологические идеи в трудах П. Лаврова и Н. Михайловского ». Количество слайдов в презентации 8-10. На одном из слайдов должен быть представлен список источников и научной литературы, используемой при подготовке задания, в том числе Интернет – ресурсы.

 

 

Задания для самостоятельной работы к теме 3 «Социологические исследования »

 

Устно ответьте на вопросы

1. Наблюдение - всем привычная форма изучения явлений жизни, накопления опыта. Широко распространено использование метода наблюдения в естественных науках. Чем отличается наблюдение как научный метод от простого восприятия фактов, обыденного наблюдения? Каковы методологические принципы применения этого метода в прикладном социологическом исследовании? Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках? Есть ли отличие принципов метода наблюдения в социологии и в психологии, в экономической и правовой науках?

 

2. Как метод научного познания эксперимент играет значительную роль в развитии науки. С его помощью сделаны важнейшие открытия в естествознании, в технике. Все более широкое распространение он получает в общественных науках. Вместе с тем порой к эксперименту относят то, что не соответствует его критериям.

1) Чем отличается эксперимент от наблюдения, от повседневной практики?

3) Какие ограничения возникают при использовании эксперимента в анализе социальных процессов и чем они обусловлены?

4) Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, педагогике, экономических и правовых науках?

 

3. Обоснуйте тезис: без документальной информации нельзя обойтись ни в каком исследовании. На каких этапах социологического исследования и в каком виде возможно и необходимо использование документальной информации? В каких случаях анализ документов может быть единственным методом сбора первичной социологической информации?

 

4.Метод опроса в социологии применяется часто. Однако он не является специфическим методом сбора информации лишь в социологических исследованиях. Широко используется опрос в журналистике, криминалистике, демографии, психологии, экономической науке, педагогике и т.п.

1) Что позволяет обеспечить получение в большей степени достоверной информации в процессе опроса?

2) Каковы методологические принципы применения этого метода в прикладном социологическом исследовании?

3) Есть ли отличие применения опроса в прикладной социологии от его применения в других науках? Если да, то в чем оно состоит?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: