Тема. Музыкальный мир симфонической музыки.Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории» в фортепианных произведениях.
Скрипичный ключ хотел бы, чтобы ты вспомнил этого композитора и его произведение.
Это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.
Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.
Запиши автора и название произведения.
П.И Чайковский Концерт № 1
П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете. Вы помните его фразу: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!”.
Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей).
П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил музыку народную и часто он использовал ее в своих произведениях.
Вторую жизнь приобрела украинская народная песня “Веснянка” в концерте П.И. Чайковского. В третьей, заключительной части – финале концерта, Чайковский использовал украинскую песню “Выйди, выйди, Иванку.”
001 Послушай Финал Концерта № 1 П.И.Чайковского.
Как звучит главная тема? Что лежит в её основе? Эта народная тема звучит как (нужное подчеркни) песня, хоровод, марш, плясовая.
Мелодия создает настроение и формирует характер музыки.
Выполни задание Домисольки: п рочитай слова-подсказки и подчеркни, как звучат контрастные темы Финала:
Бодро, важно, четко, гордо, могуче, победно.
Убаюкивающе, мягко, плавно, напевно, протяжно, приветливо.
Сказочно, осторожно, загадочно.
Сделай вывод вместе с Домисолькой: Инструментальный концерт - «соревнование» ______________ с симфоническим ____________________.
Какие иллюстрации созвучны Финалу Концерта № 1? Почему?
Послушай П.И. Чайковский. «Мелодия».
- Какие инструменты исполняют это произведение? Напиши их названия. _________________________________________________
Сравни звучание главной темы и мелодии среднего раздела. Как меняется настроение музыки?
- Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? (Нужное – подчеркни).
Подумай, как могла бы звучать «Мелодия» в исполнении других инструментов?_____________________________________________________
003 Разучи песню «Веснянка» вместе с Домисолькой:
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
Найди сильные доли в мелодии. Первая нота или последующие?
Задание. Возьми цветные карандаши. Изобрази на альбомном листе весеннюю музыку.
Это интересно знать!
Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов.
К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.). (И. И. Земцовский)
До свидания! До новых встреч!