Игра «Если б я был композитор».




Дистанционное занятие по музыке в 8-А классе 17.02.2021г.

РАЗДЕЛ II. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ТЕМА 1. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫВ МУЗЫКЕ. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ» (5 ч.)

У   Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
  № 13 Образ грусти. Реализация трагедии в сонатной форме Неоднозначность и непрерывность развития «образа грусти», борьба человека с горем в музыке Я. Сибелиуса. Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере музыки композиторов конца ХIХ– начала ХХ века). Способность музыки грустного характера приносить утешение.   Я.Сибелиус «Грустный вальс». https://ipleer.com/q/сибелиус+грустный+вальс/   Л.С.Бардин «Сказки детства». https://ipleer.com/song/71314126/Skazki_detstva_-_Bardina/

Цель урока: показать, музыкальные образы различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни; познакомиться с финским композитором Я.Сибелиусом; проследить за развитием музыкального образа на примере «Грустного вальса».

Ход урока.

- Вспомните, что такое музыкальный образ? Давайте уточним это понятие.

- Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица; чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое – либо проявление природы; какое- то событие из жизни человека, народа, всего человечества. Это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни.

Рассказ учителя о Я.Сибелиусе.

Север – это не только волшебство белых ночей и полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин и завораживающая музыка морских волн. Север – это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера немногословна и сурова. Даже если её повествуют звуки музыки. Суровый Север подарил миру Я.Сибелиуса.

Я.Сибелиус родился в 1865г., известный композитор двадцатого века. Финляндия любит его как национального героя. Родился он в семье военного врача. Будущий композитор рос и воспитывался в условиях, благоприятных для человеческой личности. В семье Сибелиусов любили музицировать: сестра Линда играла на рояле, брат Кристиан – на виолончели, сам Ян – на скрипке (скрипка – любимый инструмент Сибелиуса).

Общее образование получил в лицее, в 1885г. поступил в Гельсинфоргский университет на юридический факультет, параллельно учился в Музыкальной академии (она носит его имя).

1891-1892 годы странствий – Берлин, Вена, где происходят совершенствование композиторского мастерства, соприкосновение с кипучей музыкальной жизнью.

С 1904 и до конца своих дней (1957г.) композитор жил в поместье Айнола на юге Финляндии. В 1931г. были написаны две пьесы для органа (последние сочинения),

затем наступило «великое молчание», как называют музыковеды последние 30 лет его жизни, когда из под его пера больше не родилось ни единой ноты.

Ян Сибелиус, сделал для своей Родины – Финляндии то же, что для другой северной страны Европы - Норвегии сделал Э.Григ. Он стал родоначальником новой финской музыки (мастер симфонической музыки).

Слушание самого популярного произведения композитора «Грустный вальс».

https://ipleer.com/q/сибелиус+грустный+вальс/

- Прежде, чем я расскажу об этой музыке, назову название произведения, мне хотелось бы, чтобы вы сами попробовали дать название этому произведению.

Игра «Если б я был композитор».

- Давайте представим, что вы композиторы, написали прекрасную музыку, а теперь вам предстоит назвать это произведение, которое вышло из-под вашего пера.

- «Музыка осени», «Воспоминания», «Грусть», «Моя несбыточная мечта».

- Перед вами таблицы эмоционального восприятия, которые помогут вам подобрать слова близкие к характеру услышанной музыки.

 

- Хорошо, ребята, а кто мне назовёт жанр произведения? (Вальс).

- Правильно. Великий немецкий композитор Р.Шуман говорил, что бывают вальсы для ног и вальсы для слуха. Если устали ноги и проснулся слух, нет большего наслаждения, чем слушать тихие вальсы Ф. Шопена или отразившие «все настроения мира» вальсы П.И.Чайковского (в его симфониях, операх и балетах, а то и просто «сентиментальный вальс» или «Ната – вальс») или вальс Хачатуряна к лермонтовскому «Маскараду»…

Печальные пророки утверждают, что «вальсы для слуха» отзвучали. У американского поэта Уолесса Стивенса есть такие строки:

А дело в том, что время настаёт,

Когда звук скрипки слёз не вызывает,

Когда для нас это души лишённый звук,

Что время настаёт, когда и вальс

Уже не зазвучит, как тайный голос страсти,

Как голос, страстью полный. Тени в нём не оживут…

- Ребята, какие мысли и чувства, вызвала у вас эта музыка?

- Есть ли контрасты «света и тени»?

- Вот мы и подошли к главному вопросу, какой музыкальный образ вы себе представили, образ чего возникает в вашем воображении при слушании вальса?

- Мне очень приятно, что почти все пришли к единому мнению, назвав образ грусти. «Непрерывно развивающий образ – «образ грусти». Словно человек: то он совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слёзы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна,- мы чувствуем…»

Произведение, с которым мы сегодня познакомились, - это «Грустный вальс», один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А.Ярнефельта «Смерть».

- Давайте ещё раз послушаем «Грустный вальс».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: