Лекция 23.09.2021 Арабо-мусульманская цивилизация.




Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен, Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. Большую часть Аравийского полуострова составляют пустыни. Здесь жарко и идёт мало дождей. Большая часть населения (арабы-бедуины) занимались скотоводством. Передвигались они в основном на верблюдах, лошадей в пустыне могли содержать только очень богатые люди. Через полуостров проходили важные торговые пути, по которым караваны перевозили грузы. Арабы за плату охраняли караваны, давали им верблюдов или сами были погонщиками. В некоторых местах среди пустыни попадались оазисы. Жители оазисов занимались земледелием, выращивали фрукты и обменивались продукцией с жителями пустыни.

 

Попытки создания империй арабами предпринимались неоднократно. Однако характер завоеваний Арабского халифата был уникальным: это был первый в истории поход под религиозными лозунгами, которые принимались большинством покоренных народов. Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.

В числе первых немногочисленных последователей Мухаммеда были двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огромную поддержку.

Жизнь Мухаммеда изменилась в 40 лет, когда его стали посещать видения ангелов, одетых в белые одежды. Однажды перед ним предстал архангел Джебраил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласивший Мухаммеда пророком единого Бога — Аллаха. С откровениями, которые Мухаммед получил от Всевышнего - Аллаха, он обратился к своим соплеменникам. В своих проповедях Мухаммед выступал против многобожия, провозглашая веру в единого Бога, бессмертие души и воскресение мертвых, предупреждая о страшном суде и загробном возмездии, утверждая справедливость в отношениях между людьми, милосердие и смирение.

Он действительно не сомневался, что Аллах выбрал его пророком Божественной истины, и не пытался представить себя личностью священной, полубожественной. Я лишь человек, постоянно повторял Мухаммед, которого Аллах призвал к служению и сделал глашатаем правды.

Он смотрел на религию просто, стараясь дать на все вопросы ответы ясные и понятные.

Преследования курейшитов-язычников заставили Мухаммеда и его сторонников бе­жать из Мекки в Ясриб. Это событие, произошедшее 16 июля 622 г., получи­ло название «хиджра» и стало началом мусульманского летосчисле­ния (сейчас 1441-1442гг).

В Ясрибе, с тех пор получившем название Медина (город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие жители Медины приняли ислам и стали помогать Мухаммеду в его борьбе с Меккой. В 630 г. посланник Аллаха одержал победу над своими про­тивниками и торжественно вступил в Мекку. Пророк объявил Мекку и Медину священными городами. Кааба была очищена от языческих идолов, и паломничество к святилищу было объявлено обязанностью каждого мусульманина. Вскоре все арабские племена — кто добро­вольно, а кто и под воздействием силы — приняли ислам. Так в Ара­вии возникло единое государство.

Поверившие в проповедь пророка стали называться мусульманами (т.е. «вручившими себя Богу»), а сама религия - исламом («покорность Богу). Приверженцы Мухаммеда стали объектом преследования. Немалая часть мусульман (как назывались сторонники пророка) была даже вынуждена перебраться, спасаясь от преследований, из Мекки в Эфиопию.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. В переводе с арабского Коран означает «чтение». Известно, что Мухаммед не владел грамотой. Это было особое чтение: пророком овладевало вдохновение, и он произносил целые речи, будучи не в силах остановиться. Мухаммед верил, что это Аллах, единый и всемогущий Бог, изрекает его устами священные истины. Произнесенного пророк не записывал. Всегда сопровождавшие его ученики запоминали изречения учителя. Некоторые записывали их на пальмовых листах или коже.

После смерти Мухаммеда Коран продолжал жить только в памяти немногих людей. Изречения пророка было приказано собирать и записывать. Окончательный вид Коран приобрел к концу VII в. Коран состоит из 114 сур (глав). Они расположены не по тематике или в хронологической последовательности, а в соответствии с длиной текста.

Кроме Корана, многие мусульмане чтут сборник изречений Мухаммеда и рассказов о его жизни — Сунну

Предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву (намаз), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку (хадж), платить особый налог в помощь бедным.

Ислам выступал не только религией, он жестко регламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Важнейшую роль в жизни му­сульман стал играть шариат — комплекс правил и установлений, пред­начертанных самим Аллахом и потому неизменных. Шариат включает в себя религиозные, нравственные, юридические, бытовые правила, ко­торыми должен руководствоваться последователь ислама в своей жизни. Эти нормы являются общими для всех мусульман и могут трактоваться только знатоками исламского вероучения.

Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд; государство и религиозная органи­зация верующих составляли единое целое.

Ислам был воинствующим учением. При провозглашении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рассматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха.

Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

Мусульмане верят, что все в мире подчинено и повинуется Аллаху; ничто не может свершиться без его воли и его знания об этом. По от­ношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчи­нять себя ему, быть покорными Аллаху, во всем доверяться и пола­гаться на его волю и милость. Большое место в Коране занимают рас­сказы о воздаянии Аллаха людям за их добрые и греховные поступки. Аллах выступает и как судья человечества. После смерти каждый че­ловек попадет в ад или рай, в зависимости от его земных деяний.

Пять столпов веры

1. Свидетельство веры. Свидетельство, о том, что «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».

2. Молитва — Намаз. Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3. Выплата очистительного пожертвования — Закят. Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов.

4. Пост в месяц Рамазан — Ураза. Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамазан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца.

5. Паломничество – Хадж. Паломничество к храму Каабы в Мекке.

Арабские завоевания

Ещё при жизни Мухаммеда (скончавшегося в 632 г.) начались завоевательные походы арабов.

Их соперниками были могущественные державы — Византия и Иран. Находившиеся в постоянной вражде, эти государства не смогли проти­востоять натиску арабской кон­ницы, окрыленной новой религи­ей.

Считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сра­зу попадал в рай. Поэтому араб­ские воины как должное прини­мали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком. Победить фанатичных воинов было очень трудно.

Уже к середине VII в., через какие-то 30 лет после смерти пророка, под властью арабов оказались Сирия и Палестина, Египет и Иранская держава.

Арабы продвинулись до Средней Азии, Закавказья, Северной Африки. Без боя сдался Иерусалим. Патриарх Александрии предложил арабам занять город, если они сохранят в целости христианские церкви.

Торжествующие победители видели в своих удачах неоспоримое доказательство правоты учения Мухаммеда. Каждый новый успех умножал уверенность в силе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своих замыслов.

Религиозный энтузиазм, доходивший подчас до фанатизма, был одной из важных причин побед мусульманского воинства. Идея джихада, священной войны, овладела к тому времени умами многих.

Арабы оказались прекрасными воинами. Костяк войска составила бедуинская конница. Опыт, приобретенный в разбойничьих набегах на торговые караваны, пригодился в новых сражениях. Завоеватели не были бескорыстны. Привыкшие к бедной и убогой жизни аравийские кочевники приходили в восторг от богатств, которые становились их добычей.

Земли, подпавшие под власть арабов, прежде входили в состав государств, ослабленных внутренними конфликтами. Для организации достойного отпора у них просто не было сил.

Сыграли свою роль и особенности раннего ислама. Он был понятен людямважное условие успеха. Но главное, в другом: он напоминал каждому народу его собственную веру. Ислам вобрал в себя элементы многих восточных религий, известных с древности. Он не отталкивал сложностью, не пугал новизной. Многие покоренные народы принимали ислам.

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель пророка»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Т.о. халиф - это и религиозный вождь, и правитель государства у арабов.

Первым халифом был Абу-Бакротец жены пророка. Он славился остротой ума и умением с выгодой решать все сложные вопросы.

После его смерти стал править Омар (Умар). Он по праву считался способным полководцем, неукротимым и бесстрашным воином. С ним арабские завоевания приобрели потрясающие воображение скорость и масштабы.

Это был настоящий вихрь, пронесшийся по огромной территории и увлекший за собой миллионы человек. Арабы воевали против Древних государств, переживавших тогда трудные времена. Оказать сопротивление мощному натиску арабской конницы, хотя и довольно малочисленной, правители Византии и Ирана не смогли. Омар был убит собственным рабом, и мусульманская знать выбрала халифом зятя Мухаммеда — Османа (Усмана).

Богатства, захваченные арабами во время завоевательных походов, концентрировались в руках военных предводителей. Это привело к по­явлению знати. Попытки халифов сохранить социальное равенство среди мусульман оказались безуспешными. Наместники завоеванных областей обладали реальной военной силой и все меньше прислушива­лись к халифу, жившему в Медине. Заговорщики, недовольные по­пытками халифа Османа обуздать знать, убили его. Это вызвало ост­рый кризис, охвативший весь Арабский халифат.

После гибели Османа халифом стал Али — двоюродный брат проро­ка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали новой власти. Наместник Сирии, Муавия, родственник Ос­мана, обвинил Али в том, что он содействовал убийству халифа. В Арабском халифате началась смута. Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов – «отступников» (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название «хариджиты», что означает «отступившие, выступившие против»).

Мученическая смерть Али положила начало расколу мусульман­ской общины. Началась борьба за власть и влияние. В исламе появились два враждебных друг другу течения — суннизм и шиизм.

Большинство мусульман, последовавших за новым халифом Муавией, стали именоваться суннитами. Наряду с Кораном они признавали также Сунну — священное предание, рассказ о становлении ислама и первых халифах. Большинство мусульман принадлежит к суннитам. Сунниты кроме Корана признают Сунну, сборник изречений Мухаммеда и преданий о его жизни.

На другой стороне оказались те, кто считал, что халифом может быть только потомок Али. Все притязания других претендентов на власть они считали незаконными. Их стали называть шиитами («раскольниками»). Шииты считали Али едва ли не равным Мухаммеду, называя убитого халифа «носителем божьей благодати», наделенным абсолютным и непогрешимым авторитетом. Наибольшего влияния шииты добились в Иране. Шииты отвергают Сунну и оставляют право на толкование Корана только за прямыми потомками пророка.

 

Арабский халифат во второй половине VII—X вв.

Халиф Муавия I стал осно­вателем династии Омейядов (661—750). Ему удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата Омейядов стал сирий­ский город Дамаск.

После окончания смуты натиск арабов на соседние страны продолжился. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию, на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константи­нополь, но взять его не смогли. На Западе мусульманские войска в начале VIII в. переправились через Гибралтарский пролив на Пиреней­ский полуостров. Разгромив войско вестготов, они захватили большую часть Испании.

Высшей точки своего могущества халифат достиг в VIII в. Все за­воеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской об­щины. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Местное население, жив­шее на этих землях, должно бы­ло платить поземельный налог. Принявшие ислам освобождались от налогов. В отличие от других подданных халифа, мусульмане жертво­вали только милостыню в пользу бедных. Это косвенно содействовало распространению ислама.

Против власти халифов не раз вспыхи­вали восстания. Все они жестоко подавлялись. В середине VIII в. против­ники Омейядов, в том числе и шииты, объединились вокруг Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Начавшееся в Средней Азии восстание позволило им захватить власть в халифате. Представителям ди­настии Омейядов удалось сохранить свои позиции только в Испании.

Для управления государством халифы стали привлекать не только арабов, но и мусульман других национальност ей. Возник разветвлен­ный чиновничий аппарат. Халифат все больше стал напоминать вос­точную державу с неограниченной властью правителя. Ежегодно каз­на получала подати в размере 350—400 млн дирхемов. Из них около 35—40 млн. шло на содержание двора. Символом халифата Аббасидов стала новая столица — Багдад.

Она превратилась в один из крупней­ших городов мира с населением в полмиллиона жителей. Нигде в ми­ре не было столько ученых, сколько в столице халифата. Здесь в «До­ме Мудрости» хранилось около 4 млн. книг.

В IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях.

Сам прави­тель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только ду­ховным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независи­мые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали испо­ведовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии.

Историческое наследие Арабского халифата

Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Ви­зантии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов.

При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к античной философии и научной мысли.

«Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», — говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочи­нения античных авторов.

Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток. Развитию книжного дела способствовало знакомство арабов с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса и производство которой было сразу же налажено арабами.

На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности — Аристотеля, Платона и др. С неко­торыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике.

Арабоязычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в Средиземноморье. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные к периоду раннего средневековья.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение IX и X вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

При лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был Аль-Рази (IX век), в европейской литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно
– когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд «Вместилище медицины» в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – «Медицинская книга» в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность - небольшой трактат «Об оспе и кори», в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию (т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

(презентация, слайд19- 20) Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина; изве­стен в Европе как Авиценна, 980-1037), таджик по национальности.

Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал. В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его «Князь врачей». Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 - на таджикском, многие из них - многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды - легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка - всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им «Канон врачебной науки» - выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

«Канон» - это целая медицинская энциклопедия. В ней, в пределах знаний того времени, рассматривается все, что относится к здоровью и болезни человека. Сотни лет врачи всех стран учились по этой книге не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины, самому подходу к больному человеку.

Ибн Сина прожил бурную жизнь, полную борьбы, тревог, трудов и славы. Преследования и угрозы, запугивания и тюрьма – ничто не могло заставить его отказаться от своих убеждений.

Ибн Сина не признавал астрологию, считал ее лженаукой, отрицал влияние звезд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения – для этого в те времена требовалась большое мужество. Решающее значение придавал наблюдению и опыту.

В честь Авиценны К. Линней, выдающийся натуралист 18 века, назвал авиценией вечнозеленое растение из рода вербеновых, и это название можно считать символическим, потому что творения Авиценны так же бессмертны, как вечно зелены его листья.

Врачи Арабского Халифата не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.

Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней.

Арабы получили различные кислоты и спирт, которому дали название «алкоголь».

У индийцев арабы заимствовали мате­матические знания и десятичную систе­му счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифмети­ческие действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием ал-джебр. Средневековый математик Аль-Хорезми (787–ок. 850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово – арабское). Он применил алгебраические вычисления для решения практических дел: измерениях земли, разделах наследства, торговых операциях. При этом он усовершенствовал методы расчета площади поверхностей и объемов тел, решения уравнений первой и второй степеней. Имя Аль-Хорезми вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам– алгоритма. Аль-Хорезми по указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил размеры Земли, которая признавалась ими как шарообразное тело, научились определять географические широты и долготы

(презентация, слайд 22) Арабские труды по географии, состав­ленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали се­ребряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеоб­разным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

(презентация, слайд 23-24) Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. Арабы раньше европейцев начали применять огнестрельное оружие. В начале XII века у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европейцев артиллерия появилась лишь в начале XIV века.)

(презентация, слайд 25) В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов– медресе (от араб. «дараса» – изучать).

(презентация, слайд 26) В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

(презентация, слайд 27) Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.

(презентация, слайд 28) Общепризнаны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы мироздания и глубина обоснования своих взглядов.

(презентация, слайд 29-30) Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050): «Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях»

Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама.

Невозможно представить арабскую литературу без сказок «100 и 1 ночь» Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

(презентация, слайд 31) Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

(презентация, слайд 32) Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

(презентация, слайд 33). В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари.

(презентация, слайд 34) Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

(презентация, слайд 35) Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

(презентация, слайд 35) Одна из главных святынь мусульман – соборная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили многочисленные здания светского назначения.

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.

Арабский халифат послужил колыбелью для формирования мусуль­манской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за преде­лы Аравийского государства, вовлекая в свой круг многие народы. Арабы создали особый мир исламской культуры, которая оказалась жизнеспособной и стойкой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: