Примечание
{*} Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38.
Ю. Р.
Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Вселенская Родительская (Мясопустная) Суббота
Память совершаем всех от века усопших православных христиан,
отцов и братьев наших. (6 марта в 2021 году)
Заупокойный тропарь:
О, Единственный Создатель, с глубочайшей мудростью всё человеколюбиво устраивающий! Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы, рабов), возложившего надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего. Слава и ныне: В Тебе мы имеем покров и пристанище и молитвенницу благоугодную Богу, Которого Ты, Девственная Богородица, родила для спасения верующих.
Кондак, гл. 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная.
Заупокойное Апостольское чтение
(Первое Послание ап. Павла к Фессалоникийцам 4:13–17. – Зачало 270)
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усыпающих (вариант: усопших), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт (вместе) с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним{1}, что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты{2} в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
|
Заупокойное Евангельское чтение
(Евангелие от Иоанна 5:24–30. – Зачало 16)
[Об участи усопших]
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям:] «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Мое слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит{3}, но он перешёл из смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мертвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн ан а стасин кр и сеос).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня (Отца)».
Примечания
{1} «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами (прим. архим. Ианнуария).
{2} Букв. «будем схвачены», греч. харпагес о мэтха, страдат. причастие от гл. харп а дзо – «хватать», «похищать», «уводить». (Отсюда же происходит и название мифических птиц – «гарпии».)
{3} Греч. « …э йс кр и син ук э рхетай». «Суд» по-гречески – «крисис»; слово вошло и в русский язык (кризис). Христос говорит о последнем, эсхатологическом, Суде, времени которого никто не знает и не может предполагать. В состоянии кризиса жили все ветхозаветные люди до Христа, и только Христос смог преодолеть его последствия, главное из которых – смерть. Он совершил второе творение мира, приведя его в состояние первоначальной гармонии (рая), и мы живём в Его Царстве (Церкви) вместе с Ним. Поэтому теперь лишь от нас зависит, каким будет тот последний «Страшный Кризис (Суд)».
|
«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ!»
Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из основных поминальных дней православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала "днём покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько изменённым еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого обветшавшего – то есть ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе пл о тски (плотью), во а де же с душ е ю, я ко Бог, в ра и (раю) же с разбойником, и на престоле был ес и, Христ е, со Отцем и Духом, вся исполн я я неоп и санный".
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Почему выбрана именно эта суббота?
|
Перед Неделей о Страшном суде Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесн у ю (по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит три о дное назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получ и ша (не получили)». Кроме того, сегодняшним молением об усопших