Методика обучения решению задач на нахождение доли числа




Для знакомства лучше предлагать задачи, которые легко можно проиллюстрировать.

Пример. От куска проволоки длиной 15 см отрезали третью часть. Чему равна длина отрезанного куска?

Ученики изображают кусок проволоки:

?

См

Выясняется, как найти одну третью часть (разделить отрезок на 3 равные части и взять одну такую часть).

Решение: 15:3=5 (см).

В дальнейшем задачи на нахождение доли числа включаются как в устные, так и в письменные работы.

Например. Сколько см в ½ дм? В ¼ м?

Сколько минут в ½ часа? в ⅕ часа?

При изучении мер времени надо объяснить детям, почему принято говорить: «половина второго», «без четверти 10» и т.п.

Методика обучения решению задач на нахождение числа по его доле

Пример. Сережа отрезал от куска проволоки 4 см. Это одна третья всего куска. Какой длины был кусок проволоки?

- Изобразим кусок проволоки, который отрезал Сережа: 4 см

- Какую часть проволоки составляет отрезанный кусок? (⅓).

- Как изобразить весь кусок? (взять 3 раза по 4 см).

- Почему? (4 см – это ⅓ всего куска, а во всем куске будет 3 трети).

- Какой длины был весь кусок? (4×3=12 см).

4 см

 
 


?

Методика изучения дробей

Образование дробей, как и образование долей, рассматривается с помощью наглядных пособий.

- Разделите круг на 4 равные части. Как назвать каждую такую часть? Запишите.

- Покажите три четвертые доли. Вы получили дробь – три четвертых. Кто сможет записать эту дробь? Что показывает число 4? (на сколько равных частей разделили круг). Что показывает число 3? (сколько таких частей взяли).

Аналогичным образом получают и записывают другие дроби, объясняя, что показывает каждое число (М4М, ч.2, с. 103).

Интересный прием введения понятия «дробь» предлагается в учебнике Н.Б. Истоминой (М4И, с.212). Задается проблемная ситуация:

Какая часть прямоугольника закрашена на каждом рисунке?

 

         
         
         
     
     
   
   
   

 

 


Миша: Я думаю, что на каждом рисунке закрашена одна часть прямоугольника.

Маша: По-моему, ты не понял, о чем тебя спрашивают, и отвечаешь на вопрос «Сколько частей прямоугольника закрашено на каждом рисунке?». Посмотри внимательно, чем прямоугольники отличаются друг от друга. Ведь каждый из них разделили по-разному на равные части!

Миша: Действительно, первый разделен на 15 равных частей, второй на 6 равных частей.. Значит, на первом рисунке закрашена одна пятнадцатая часть прямоугольника; на втором – одна шестая часть прямоугольника и т.д. но как это записать математическими знаками?

Маша: Для этого математики придумали числа, которые назвали дробями. Для записи дробей используются уже знакомые тебе знаки (цифры) и черта. Под чертой пишут число, которое показывает, на сколько равных частей разделили предмет, фигуру или величину. Это число называют знаменателем. А число над чертой показывает, сколько таких частей взяли (или закрасили). Это число называют числителем.

Для закрепления понятия дроби и умения их записывать можно предложить следующие упражнение (М4И, с. 215):

 

Запиши дроби, которые отмечены на каждом числовом луче точкой А.

0

1 2

 
 


0 1

1

0 1 2

Сравни свой ответ с рассуждениями Маши:

Маша: Я думаю, что сначала нужно выяснить, на сколько равных частей разделили отрезок от 0 до 1. потом посмотреть, сколько таких частей находится от 0 до точки А, и записать дробь.

Отрезок от 0 до 1 в математике называют единичным отрезком.

 

Для сравнения дробей обычно используется иллюстрация с равными прямоугольниками. Учащимся предлагается начертить в тетради прямоугольник (длина – 16 см, ширина – 1 см).

- Под этим прямоугольником начертите такой же. Разделите его пополам (на 2 равные части). Какие доли получили? (вторые, половины). Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите.

- Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части. Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: ½ или ¼; ½ или 2/4; 1/4 или 3/4; 2/2 или 4/4 ?

- Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей. Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в одной четверти? В половине прямоугольника? Что больше: 3/8 или 1/4? Какой дроби равна 1/2?

 
1/2 1/2
1/4 1/4 1/4 1/4
1/8 1/8 1/8 1/8 1/8 1/8 1/8 1/8
               

 

Таким же образом сравниваются и другие дроби (со знаменателями 3, 6, 9; 2, 5, 10).

Предлагаются специальные упражнения на сравнение дробей:

Ø Вставьте пропущенный знак >, < или =

3/8 * 3/4; 4/5 * 1.

 

Ø Используя следующие дроби, составьте верные равенства:

⅓; ⅕; ¼; 3/9; 3/4; 4/8; 6/10; 2/10; 6/8; 2/8.

Ø Расположи дроби в порядке уменьшения:

1/9; 1/3; 7/9; 2 /3; 5/9; 2/9; 4/4.

Данные упражнения выполняются с опорой на наглядность.

Ø Какой знак сравнения нужно поставить между дробями, чтобы запись была верной:

1/5 …3/5, 8/9…6/9, 3/7…6/7. (и т.д.)

Выбери рисунок, который соответствует каждой паре дробей:

 
 


А В


А В

       
 
   


А В

 

Правило: при сравнении дробей с равными знаменателями больше та дробь, числитель которой больше – не вводится.

Ø Какую часть прямоугольника закрасили на каждом рисунке?

   
 
 
 
 
 
 
 


Можно ли утверждать, что все записанные равенства верные:

1/2=2/4; 1/2=4/8; 2/4=4/8; 4/8=8/16; 2/4=8/16.

Дети замечают, что закрашенные части можно обозначить дробями: 1/2, 2/4, 4/8, 8/16. а можно сказать, что на всех рисунках закрасили половину прямоугольника, т.е. 1/2 его часть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: