Основные тенденции современной музыкальной педагогики




I. Включение музыки в общую систему гармоничного развития личности, формирование мировоззрения, эстетических и этических идеалов, воли и характера.

Воспитание общечеловеческих качеств: терпения, усидчивость и внимание, чувства профессионального долга и ответственности за свою работу. Систематическая регулярная подготовка, развитие активного прилежания, умение заставить себя работать, даже если нет желания. Умение правильно использовать время, себя организовать.

Этическое воспитание. Воздействие через музыку на весь духовный мир учащегося, прежде всего на его нравственность. Состратание, сочувствие, скромность. Сопереживание-суть музыкальности, отзывчивость на интонацию.

Эстетическое воспитание. Развитие способности воспринимать прекрасное, уметь отличать его от безобразного, любить и создавать его. У человека, который воспитан в духе умения ценить красоту, вырабатывается стойкое отвращений к злу.

Художественное воспитание. Пробуждение интеллекта, волевой и эмоциональной энергии, способность к фантазированию, глубокое всестороннее представление о жизни.

Интеллектуальное воспитание. Игра на фортепиано - умственный процесс. Развитие и тренировка памяти (связано с выучиванием произведений наизусть). Развитие координации, мелкой моторики (речь).

Главная задача - не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие на духовный мир учащегося.Фортепианнаяп игра - только средство.

II. Органическое единство специального музыкального воспитания и обучения. Общее музыкальное образование является той обязательной основой, на которой следует строить специальное музыкальное образование. Необходимо приобщать детей к культуре, другим видам искусств.

Основная цель-не обучение фортепианной игре как таковой, а воспитание музыканта. Воспитать влюбленность в искусство. Музыкальный язык должен стать для ребенка родным, непосредственной выразительной речью. Научить читать нотный текст как читают текст словесный, т. е. научить не буквам и словам, а понимать кроющийся за ними смысл. Ввести ученика в само существо искусства, разбудить в нем музыканта. Способность проникаться чувствами и мыслями, нашедшими выражение в произведениях композиторов разных времен и народов.

Педагог должен хорошо ориентироваться и в других видах искусства. Пример Г.Г. Нейгауз.

Тенденции, связанные с общим эстетическим развитием человека, возникающие в 20 е года 20 века:

Идеи Б. Яворского

С.Т. и В. Н. Шацких

Б.М. Теплова (Россия)

Б.Бартока и З. Кодая (Венгрия)

К. Орфа (Германия)

III. Опора в обучении на слухо-ритмодвигательные представления. Привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основе музыкального воспитания. Слух и техника в их взаимодействии. Рука повинуется слуху и интеллекту. Поиски эффективных методов. Интенсивное слуховое развитие - это и развитие музыкального мышления. Блуменфельд: "Воспитывать думающий слух".

Музыкальное воспитание предшествует техническому. Донотный период. Одаренные дети- музыка живет в их душе, а затем они ее воплощают на инструменте.

Воспитание внутреннего слуха. Мартинсен: Вижу-слышу-играю.

Развитие музыкальных представлений. "Глазами слышу". "Ушами вижу".

Формирование чуткого слуха, способного прослеживать, осмысливать и оценивать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением.

IV. Творческое музицирование - основа для развития музыкального мышления. Один из принципиально важных методов обучения - практические действия ребенка. Ведущим элементом обучения на начальном этапе являются занятия с акцентом на собственную творческую деятельность детей.

Система К.Орфа.

Элементы творчества

а) изменение материала: транспонирование, мелодические, метроритмические, фактурные, полифонические изменения, составление технических упражнений путем вычленения и из пьесы элементов

б)дополнение материала: проставить тактовые черточки, отметить знаки альтерации, закончить мелодию, дать ответ на музыкальный вопрос, провести элементарнейшую исполнительско-редакторскую работу

в) сочинение материала, простейшая импровизация

V. Развитие самостоятельности, творческой инициативы учащегося. От подражания - к творческому переосмыслению. Развитие творческих способностей для творческого овладения фортепианной игрой.

Умение творчески работать:

-умение поставить задачу;

-осмыслить ее и проанализировать;

-понять разные стороны и связи;

-уметь взглянуть с новой стороны.

Не только умение хорошо выполнить. Понять, почувствовать почему и как надо выполнить.

VI. Интенсификация педагогического процесса. Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала. Поиски новых приемов и методов для достижения высокого уровня обучения (не повторять сто раз). Принцип доступности и постепенности.

VII. Широкие репертуарные тенденции. Обращение к возможно большему числу музыкальных произведений разных жанров и стилей, включая современную русскую и зарубежную музыку с использованием различной современной техники - атональной, серийной, пуантелистической, искусственных ладов, джаза, поп- и рок- музыки и т. д.

Воспитательное значение репертуара, опирающегося на русский фольклор. Сближение и взаимовлияние различных культур - характерная тенденция музыкальной педагогики второй половины XX века.

VIII. Тенденция к раннему музыкальному воспитанию с 3-4 лет. Приобщение к музыке с 3 лет позволяет педагогу своевременно обнаружить и скоректировать слабые стороны в развитии ученика. Пианистический аппарат 3 летнего ребенка гораздо податливее. Пластичны мышцы, т. к. еще не сформирована костно-мышечная система. Повышена эмоциональная восприимчивость к музыкальным впечатлениям, богатство воображения, фантазии, зрительно-пространственных представлений. Период мощного развития природных задатков. Л. Толстой.

IX. Использование коллективных форм обучения. Новые формы музыкального воспитания в виде студий, центров эстетического развития. Обучение родителей, сотрудничество с ними. Школа Судзуки.

X. Сохранение классических результативных методик предыдущих поколений музыкантов.

XI. Проблемы конкурсов в современной музыкальной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: