Требования и методические рекомендации
Для выполнения самостоятельного курсового проекта
По дисциплине: «Современный медиатекст»
Что проектируем: на основе контент-аналитического исследования медиатекстов моделируем/конструируем картину событий/события (моделируемое событие выбирается студентом произвольно).
Что делаем: проводим контент-аналитическое исследование медиатекстов (отобранных из заранее обозначенных средств массовой информации – средства массовой информации выбираются студентами произвольно, преимущество отдается СМИ, выходящим на русском языке), опубликованных/размещенных в средствах массовой информации (характер выборки определяется произвольно).
Важно! Минимальное количество текстов для анализа – 10.
Ход анализа: для проведения контент-аналитического исследования необходимо решить четыре основных задачи:
- разработать программу исследования;
- разработать кодификатор контент-анализа;
- создать регистрационную карточку;
- проанализировать и обобщить результаты.
Все исследовательские действия и результаты размещаем только в формате презентации в программе PowerPoint (письменного варианта не представляем, поэтому следует позаботиться о полноте изложения материала на слайдах заранее).
Структура презентации. Что должны обязательно содержать слайды презентации:
- Титульный слайд, на котором должна быть размещена вся основная информация о проекте: ФИО исполнителя, тема проекта, группа, магистерская программа (1 слайд).
- Программу исследования (анализа медиатекстов), в которую должны быть включены:
- формулировка проблемы;
- объект и предмет;
- цель и основные задачи исследования;
- гипотеза исследования;
- описание выборки;
- системный анализ объекта исследования;
- кодификатор;
- описание единиц анализа, единиц счета;
- образец регистрационной карточки;
- методические документы по работе с текстом (если необходимо);
- программа обработки и анализа полученных данных.
По одному слайду на каждый пункт – 11 слайдов.
- Основной рабочий инструмент исследования – кодификатор контент-анализа – 2 слайда (в форме таблицы, что удобнее всего), содержащий:
- категории анализа (не менее 5);
- признаки анализа (по каждой категории);
- единицы анализа.
Пример таблицы кодификатора:
№ п/п | Категории анализа | Признаки анализа | Единицы счета |
1. | Кто говорит о событии | 1А 1Б 1В 1Г И т.д. | Количество упоминаний |
- Регистрационная карточка – 2 слайда, включающая:
- метаданные: тему исследования, издание/СМИ, номера/выпуски, дата выхода, название материала, объем материала, имя кодировщика, если работает несколько кодировщиков;
- категории анализа;
- признаки анализа;
- результаты.
Пример таблицы регистрационной карточки:
№ п/п | Категории анализа | Признаки анализа | Результаты |
1. | Кто говорит о событии | 1б (наименование, указание на личность) 1в (наименование, указание на личность) | 13 упоминаний 1 упоминание |
- Таблицы с данными/результатами исследования медиатекстов по признакам анализа и цели исследования – 2 слайда.
- Резюме – выводы, сделанные по результатам исследования – 1 слайд.
- Заключение по проекту по результатам исследования – 1 слайд.
Внимание! Всего – 20 слайдов.
Как защищаем проект. Проект размещается на странице курса в разделе "Курсовой проект» не позднее 17.00 17 декабря и защищается в виде доклада с презентацией на практическом занятии (17 или 24 декабря) по курсу «Современный медиатекст». Регламент защиты:
Вступительное слово с представлением эмпирического материала
Подробное изложение хода и результатов проведенного исследования
Выводы, полученные в ходе исследования
Заключение по результатам исследования
Общий регламент выступления: не более 10 минут.
Критерии оценки исследовательского проекта
Критерий оценки | Содержание критерия оценки | Баллы |
Полнота проведенного исследования | Исследование содержит все основные показатели, рекомендованные к использованию в преамбуле проекта. Исследовательские процедуры носят завершенный и наглядный характер, результаты проекта верифицированы. | |
Актуальность выбранной темы проекта (новизна и значимость событий) | Тема проекта отличается новизной и значимостью, что свидетельствует об актуальности исследуемого материала. Выбор данного проблемного поля обоснован и убедителен. | |
Достоверность полученных результатов | Подтверждение полученных результатов процедурой исследования, соблюдением методики исследовательских действий и прозрачностью совершенных манипуляций. | |
Структура презентации проекта | Структура полностью соответствует требованиям, представленным в методических указаниях, слайды полно отражают специфику исследования, его ход/этапы и результаты. Презентация отличается наглядностью и логикой изложения. | |
Общая сумма | 12 баллов |
Литература
1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: монография / Л.Я. Аверьянов. – М.: РГИУ, 2007.
2. Ньюман Л. Неопросные методы исследований / Л. Ньюман // Социологические исследования. – 1998. - № 6. – С.119-129.
3. Парахонская Г.А. Из опыта преподавания курса «контент-анализ текстов» / Г.А. Парахонская // Социологические исследования. – 2006. - № 5. – С.113-116.
4. Социология журналистики: конспект лекций / Е.И. Дмитриев. – Мн.: БГУ, 2001. -150 с.
5. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, рекламы, социологии, экономики, культурологии: монография / В.И. Шалак. – М.: Омега-Л, 2006. – 272 с.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000.
7. Яковлева М.Г. Метод контент-анализа в исследовании журналистики / М.Г. Яковлева. – Набережные Челны, 2009.
Желаем успехов!