Д-р Сингер указывает, что существует шесть условий для исправления мышления:
1. Завоевание контроля над временем человека, особенно его или её временем размышления.
2. Создание ощущения беспомощности у новичка, в то же время обеспечивая его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).
3. Манипулирование путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.
4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения которое требуется руководству (лидерам).
5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно с ними что-то врожденно неправильно, с чем следует разобраться.
6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет. Руководство (лидеры) не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности.
Часто на этой стадии показывают видеозапись обращения д-ра Сингер к конференции по принудительному убеждению в 1988 г. Когда бы ни показывались видеозаписи, они останавливаются, чтобы подчеркнуть важный вопрос. Каждый пункт обсуждается подробно, с объяснением того, как определенная методика используется в других культах, и в то же время привлекая близкие параллели с тем, как использует её культ клиента.
Воздействие продолжается: Первый день
В это время идеологические области, обсужденные ранее, могут быть рассмотрены вновь, и к ним можно применить модель д-ра Сингер. Также обсуждаются различия между исправлением мышления и промыванием мозгов и то, как эти термины часто используются, как взаимозаменяемые, даже экспертами. Другие термины, которые иногда используются, это - принудительное убеждение или злоупотребление влиянием.
|
Посредством этой дискуссии консультанты могут продемонстрировать, что они не обязательно соглашаются со всем, что говорят “эксперты”. Консультанты могут констатировать, что они также проделали некоторую работу по данному вопросу и пришли к своим собственным выводам. В основе они стремятся выдвинуть на первый план для клиента модель критического мышления. Помните, команда должна быть в состоянии выражать некоторые различия в мнениях и не демонстрировать групповое мышление клиенту.
Видео: “Волна”
Видеофильм под названием “Волна” показывают рано. Он описывает подлинную историю о том, как преподаватель средней школы внушил определенный образ мыслей своему классу по социальным исследованиям, а в конечном счете, и большей части этого высшего учебного заведения, проводя эксперимент по исправлению мышления.
Этот важный видеофильм обычно показывают в первый день воздействия, потому что он демонстрирует в неугрожающей манере, как группы используют методики исправления мышления. Обычно перед показом видеофильма представляют модель д-ра Сингер, таким образом обеспечивая базу для понимания данной концепции. Видеозапись останавливают, чтобы ввести критерий д-ра Сингер в историю, рассказанную в видеофильме. Если очевиден взгляд с позиций теории доктора Лифтона, тогда кратко сообщается его модель исправления мышления.
|
Для консультантов по выходу хорошей идеей является обсуждение любых реакций на “Волну” или вопросов по ней. Им следует стараться добиваться, чтобы клиент обсуждал, как фильм применить к данной конкретной группе, спрашивая, не видит ли он какого-либо сходства. Клиент на этой стадии редко желает добираться до какого-либо сходства, но важно видеть его реакцию на вопрос. К этому моменту, возможно, клиенту уже достаточно для первого дня.
В этот период консультанты обычно спрашивают, желают ли он или она считать это (законченным рабочим) днем. У клиента обязательно следует спросить, как он или она себя чувствует. Поток информации должен следовать со скоростью, предпочтительной для клиента, если только команда не предполагает что-то в этом отношении.
Консультантам требуется понимать невербальный язык. Отдавайте себе полный отчёт в том, что клиент перегружен или устал, или отключается – то есть, впадает в одурманенное состояние, теряет концентрацию. Перед уходом у клиента нужно спросить, когда он или она предпочитает начать следующим утром. Обсудите время начала, если необходимо.