СОДЕРЖАНИЕ
с. | |||
1. | Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Бюджетное право и процесс» | ||
2. | Ожидаемые результаты применения инновационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Бюджетное право и процесс» | ||
3. | Характеристика и обоснование использования основных инновационных методов в процессе проведения деловой игры по дисциплине «Бюджетное право и процесс» | ||
4. | Методические указания по проведению деловой игры по теме: «Бюджетный процесс в Российской Федерации» | ||
4.1 | Цель и стадии игрового имитационного моделирования ситуации | ||
4.2 | Подготовительная работа для участия в игровом имитационном моделировании ситуации | ||
4.3 | Сценарий деловой игры по теме: «Бюджетный процесс в Российской Федерации» | ||
Инновационные технологии,
используемые в преподавании дисциплины
«Бюджетное право и процесс»
Методика предназначена для студентов, принимающих участие в деловой игре по курсу «Бюджетное право и процесс».
Термин «деловые игры» используется для обозначения специально организованной имитации реальных или потенциально возможных ситуаций, а также действий людей в таких ситуациях.
Деловые игры относятся к интерактивным методам обучения и позволяют получить неординарные результаты за счет активизации индивидуального и группового потенциала участников. В отличие от традиционных методов обучения в форме лекций и семинаров применение деловых игр способствует активизации индивидуальных и групповых исследований, которые позволяют углубить знания, приводят участников игры к самостоятельным обобщениям, выводам и позволяют выработать у студентов устойчивые практические навыки самостоятельной научной, исследовательской деятельности.
|
В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр: имитационные игры, исполнение ролей (ролевые игры), «деловой театр» (метод инсценировки), игровое проектирование.
Целью использования деловых игр в процессе проведения занятий является погружение студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки профессиональных навыков и качеств.
Задачами реализации игрового имитационного моделирования являются:
- пробуждение у обучающихся интереса к изучаемому материалу;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск студентом путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся собственного мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
Через познание и решение игровых проблемных ситуаций, выполнение игровых ролей участники апробируют полученные в учебном курсе теоретические знания и нарабатывают опыт разрешения реальных проблем. Получаемые таким путем знания, умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими методами обучения.
|
«Бюджетное право и процесс» относится к дисциплинам публично-правового цикла. В содержательном плане курс дисциплины посвящен изучению механизма правового регулирования одной из наиболее важных областей жизнеобеспечения государства – бюджетной системы. Сложность предлагаемого курса обусловлена продолжающимися процессами активного развития основных институтов бюджетного права, динамикой обновления бюджетного законодательства, что в целом характерно для развивающейся и весьма перспективной подотрасли права. Все перечисленные выше обуславливает необходимость применения инновационных методов обучения студентов, как-то: игровое имитационное моделирование, которое служит для развития навыков совместной работы, работы в определенной роли, осознанию места и значимости каждой роли в коллективе. В рамках игры студенты должны закрепить приобретенные в ходе изучения курса теоретические знания о сущности, принципах и стадиях бюджетного процесса в Российской Федерации.
Деловая игра - «Бюджетный процесс в Российской Федерации», основанная на использовании метода имитации разработки, рассмотрения и принятия федерального бюджета в рамках законодательного процесса в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации. Правила и сюжет игры задаются преподавателем в рамках текущего периода времени на основании действующего законодательства с использованием основных параметров и условий исполняемого федерального бюджета. Игра применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами бюджетных нормативных правовых актов и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания, полученные в рамках дисциплины по профилю подготовки – «Бюджетному праву и процессу», развить практические навыки групповой работы (тема семинарского занятия №11).