Подготовительная работа для участия в игровом имитационном моделировании ситуации.




Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне. В соответствии с положениями ст. 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации в игровом сюжете принимают участие:

1. Президент Российской Федерации – 1 студент;

2. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Российской Федерации – 2 студента;

3. Правительство Российской Федерации (Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Российской Федерации) – 3 студента;

4. Министерство финансов Российской Федерации – 3 студента;

5. Председатель Государственной Думы Российской Федерации – 1 студент;

6. Комитет Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам – 2 студента;

7. Представители Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации – 2 студента;

8. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации – 4 студента;

9. Члены Совета Федерации Российской Федерации – 4 студента;

10. Министерство экономического развития – 1 студент;

11. Центральный банк Российской Федерации – 1 студент.

В зависимости от количества студентов в группе число депутатов Государственной Думы Российской Федерации и членов Совета Федерации Российской Федерации может быть увеличено или уменьшено.

Примерные правила работы в группе:

- быть активным;

- уважать мнение участников;

- быть доброжелательным;

- быть пунктуальным, ответственным;

- не перебивать;

- быть открытым для взаимодействия;

- быть заинтересованным;

- придерживаться регламента;

- уважать правила работы в группе.

Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, которые раскрываются в сценарии игры.

Сценарий игры включает в себя реализацию ряда этапов.

Первая этап осуществляется студентами дома:

а) предварительная подготовка информации проводится представителем группы «Президент Российской Федерации» в виде формирования бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, в качестве образца может выступать Бюджетное послание президента Российской Федерации на 2014-2016 годы. Данное послание передается представителям групп «Правительство Российской Федерации» и «Министерство финансов Российской Федерации». Положения разработанного бюджетного послания должны учитываться при формировании бюджета;

б) представители участников, ответственные за разработку проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, должны подготовить текст законопроекта, за основу которого берется текст закона или законопроекта, предложенного преподавателем, при этом студентами вносятся собственные поправки. Подготовленный проект передается всем участникам;

в) представители иных групп должны в процессе подготовки изучить теоретические, справочные материалы и нормативно-правовые акты по теме семинарского занятия. Сформировать краткий конспект по изученной информации, особое внимание должно уделять изучению полномочий конкретных участников бюджетного процесса.

Второй этап включает предварительное рассмотрение разработанного проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период:

- в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы Российской Федерации – для выработки окончательного текста проекта или подготовки альтернативного законопроекта,

- Президентом Российской Федерации, в Правительством Российской Федерации – для подготовки отзывов, предложений, замечаний,

- в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы Российской Федерации – для проведения правовой и лингвистической экспертизы.

Данный этап проводится студентами в рамках аудиторного занятия в течение 2 академических часов. Каждый из участников, получивший текст законопроекта для ознакомления, готовит на него замечания, предложения, поправки, изменения. Заготовки студенты приносят используют при реализации своих ролевых функций.

Третий этап проводится в рамках аудиторного занятия в течение 4 академических часов:

а) изначально выступает представитель группы «Президент Российской Федерации» с бюджетным посланием на очередной финансовый год и плановый период. Присутствующие задают вопросы, уточняют информацию. При этом должно быть сформировано четкое представление о концепции социально-экономического развития государства, о направления бюджетной и налоговой политики государства;

б) далее вступают представители групп «Правительство Российской Федерации» и «Министерство финансов Российской Федерации», которые должны акцентировать внимание присутствующих на основные характеристики бюджета, как-то: общая величина доходов бюджета, общая величина расходов бюджета, величина дефицита (профицита) бюджета;

в) затем выступают представители группы «Председатель Государственной Думы Российской Федерации» и «Депутаты Государственной Думы Российской Федерации». При этом заседание ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений). Субъект права законодательной инициативы во время представления своего законопроекта на заседании Государственной Думы Российской Федерации должен отстаивать свой проект, обоснованно отвергая возможные поправки или дополнения.

Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также представитель Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации (заключение должно содержать ответы на вопросы: соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ; не нарушена ли логика законопроекта). При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его принятии;

г) представители группы «Члены Совета Федерации Российской Федерации» должны утвердить или отклонить проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

д) в самую последнюю очередь проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период предается на подписание представителю группы «Президент Российской Федерации».

Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (то есть совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы Российской Федерации.

В процессе такого занятия студенты учатся:

- работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией;

- выступать перед аудиторией;

- вести дискуссии;

- аргументировано излагать свою точку зрения;

- отвечать на высказанные им другими участниками замечания или предложения;

- логично и обоснованно формулировать свои ответы.

Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента.

Для систематизации результатов выступлений можно использовать следующую таблицу:

№ п/п Название команды Внешний облик участников Наличие наглядных материалов Работа в команде Ответы на вопросы Участие в обсуждении Сумма/ Средний балл
               

Оценка знаний и степени подготовленности студентов осуществляется по пятибалльной шкале.

Подведение итогов игры проводится в форме групповой научной дискуссии. Дискуссия в данном случае представляет собой целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, между всеми участниками. При этом используется техника управляемой дискуссии, которая проявляется в четком определении цели, прогнозировании реакции оппонентов, планировании своего поведения, ограничении времени на высказывание собственного мнения и формировании заданной очередности выступлений.

В целом проведение деловой игры позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению других участников, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество, коммуникабельность, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: