Опытно – экспериментальная работа в сфере воспитания.




Показателем сплоченности детского коллектива выступает ценностно – ориентационное единство группы, то есть степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому и индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всей группы объектов.

Коллективная творческая деятельность будет играть существенную роль в сплочении детского коллектива при соблюдении следующих условий: учитель начальных классов знает методику И.П. Иванова, имеет практический опыт ее применения; вся воспитательная работа в классе строится в соответствии с данной методикой; Соблюдаются все принципы данной методики (этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела, сменный состав советов дел, разнообразие видов).

Коллективное творческое дело определяет следующие особенности решения воспитательных задач:

· воспитательные задачи, которые ставятся педагогами в процессе КТД, решаются незаметно для воспитанников, как бы по ходу дела и открываются воспитанниками в той или иной степени – при обсуждении результатов коллективного творческого дела и становятся их требованиями к себе;

· развиваются в единстве все три стороны личности: познавательно – мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально – волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);

· реализуются различные функции воспитательной деятельности: передача педагогами готового общественно ценного опыта и овладение этим опытом воспитанниками, создание нового опыта воспитанниками вместе с педагогами и под их руководством, соединение этого опыта с прежним, обмен соединенным опытом, его закрепление и накопление в виде положительных традиций, дальнейшее их развитие, преодоление отрицательного опыта;

· взаимосвязано осуществляются различные звенья направленного воспитания: воспитание педагогами воспитанников, самовоспитание воспитанников – взаимное и личное.

До прохождения преддипломной практики была продумана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя подготовку и проведение ряда коллективных творческих дел в коллективе младших школьников.

Первым творческим делом стало «Космонавт – человек мира», посвященное дню космонавтике. Но этот праздник решено было провести необычно. Так как дети совершенно не имели опыта работы по данной методике, первым делом пришлось руководить учителю - практиканту. Цели предстоящего коллективного творческого дела мы определили так:

· сформировать представление о развитии отечественной космонавтики;

· осмыслить, какими важнейшими качествами должен обладать человек, претендующий на то, чтобы называться человеком мира;

· продолжить моделирование ситуаций, в которых каждый из участников мог бы исполнять определенные социальные роли.

Как провести этот праздник – обсуждали все вместе. Дети вспоминали, делились своим опытом, рассказывали что знают и что хотелось бы узнать о космосе и полетах в космос, дети предлагали нарисовать рисунки, прочитать стихи посвященные полету в космос. Таким образом, мы отобрали те предложения, которые показались интересными для большинства детей. Договорились о сроках проведения мероприятия.

Чтобы лучше подготовиться к мероприятию. Учитель класса, зная индивидуальные особенности детей, помог распределить поручения. Дети были разделены на 3 группы по 5 человек. Каждая группа получила своё название: первая группа – солнце, звезды и планеты; вторая группа – путешествие по музею космонавтике; третья группа – космос в стихах, песнях и рисунках. Каждая группа выбрала своего лидера и под его руководством выполняли задания, которые им были предложены. В первой группе лидер Моцакова Дарья. Во второй группе лидер – Бесчетнова Виктория. В третьей группе лидер Десятерик Максим. Также был создан совет дела, в который вошли: Кудлай Ольга, Шейченко Евгений, Рогачева Анна, которые под руководством учителя - практиканта составляли и редактировали в зависимости от подготовки класса сценарий мероприятия.

Проведение мероприятия удалось. После проведение такого коллективного творческого дела был проведен «огонёк», на котором дети высказали свое мнение, что понравилось, что не понравилось, кому мы скажем спасибо. Большинство детей получили удовольствие от такого мероприятия, так было интересно работать сообща со своими одноклассниками.

опыт показал, что проведение коллективного творческого дела– не легкое дело, прежде всего для самого организатора. Нужно все тщательно продумать, предусмотреть. Нужны помощники из числа взрослых, взаимодействие с которыми направляло бы идеи и мысли.

Изменения в сплоченности коллектива послужили показателем эффективности воспитательной работы, организованной по методике коллективной творческой деятельности, т.е. выдвинутая нами гипотеза о роли коллективных творческих дел в сплочении детского коллектива подтвердилась. Коллективное творческое дело, будет играть существенную роль в сплочении детского коллектива при соблюдении следующих условий: учитель начальных классов знает методику И.П. Иванова, имеет практический опыт ее применения; вся воспитательная работа в классе строится в соответствии с данной методикой; соблюдаются все принципы данной методики (этапы подготовки и проведения КТД, сменный состав советов дел, разнообразие видов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: