потребность в самовыражении.




Лекция № 2

Тема: «Основы экономического развития» (2 ч.)

 

План:

1. Потребности человека: понятие, виды, способы удовлетворения

2. Экономические блага: понятие, классификация

3. Ресурсы: понятие, ограниченность, виды

 

Содержание материала лекции № 1.

 

I. Потребности – это выражение нужды в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности и необходимость их удовлетворения побуждают людей к производству, к экономической деятельности (А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич).

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов и достаточно многообразны. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и прочее.

По областям деятельности выделяются потребности в труде, человеческом общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности) и экономические потребности.

Экономические потребности – это множество человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ.

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:

1) создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд;

2) благодаря научно-техническому прогрессу обновляются предметный мир и уклад жизни человека, порождаются качественно иные потребности;

3) производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует более высокую бытовую культуру.

Но и экономические потребности влияют на производство:

1) потребности являются побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности;

2) запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В этом смысле потребностиновые созидательные цели, которые появляются еще до того, как производятся новые блага, соответствующие таким целям. Поэтому экономические потребности часто обгоняют производство.

Человеческие запросы в своем естественном выражении (нужда в питании, одежде, медицинской помощи, спорте, чтении художественной литературы и т. д.) являются качественно разнородными, а поэтому количественно несопоставимыми (Р. М. Нуреев).

Только с появлением денег стало возможно большую часть потребностей в материальных благах измерить единообразно. Общей их мерой стал покупательский спрос – выраженная в деньгах платежеспособная потребность. Однако спрос нельзя отождествлять с потребностями.

Существует множество классификаций потребностей.

Например, потребности можно разделить на следующие группы:

1) по степени важности для человека

- первичные (потребности в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье);

- вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);

2) по возможности овеществления

- материальные (потребности в пище, жилье);

- духовные (потребность в чтении книг);

3) по количеству охваченных людей

- личные (потребность в образовании);

- общественные (потребности в обороноспособности страны, охране окружающей среды);

4) по участию в производственном процессе

- производственные;

- непроизводственные потребности.

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе следует иметь в виду условный (относительный) характер деления. Границы между видами потребностей условны.

Широко известна классификация потребностей, созданная американским ученым А. Маслоу: в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, а над ними возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.

А. Маслоу выделял следующие уровни потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности и самосохранении;

3) потребность в социальных контактах;

4) потребность в уважении;

потребность в самовыражении.

Потребности людей удовлетворяются при помощи благ.

II. Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Благо – это все то, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности (И. Н. Сосунова). Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.

С точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям следует говорить об экономических благах.

Экономические блага – это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги. Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.

Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, то есть тех благ, объем которых:

1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;

2) может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;

3) приходится тем или иным способом распределять.

С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.

Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство.

В отличие от материальных благ, услуги – специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда. Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи.

2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство.

3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

4. Социальные – образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

5. Общественные – услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу. Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транс порт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей. Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (картофель и хлеб).

III. Ресурсы – это то, что используется или подлежит использованию в экономике. Ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства, называют факторами производства (И. Н. Сосунова).

Ресурсы – блага, из которых или с помощью которых производятся другие блага (М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева).

Ограниченность ресурсов означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

Производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов.

Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ (Ю. Ф. Симионов).

К важнейшим из них в современном обществе относятся труд (рабочая сила как человеческий фактор), земля, капитал (в том числе организация) и предпринимательская способность (Р. М. Нуреев).

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии людей, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду воду, леса, сельскохозяйственные угодья (пашни, луга), природное сырье и другое.

Капитал – блага длительного пользования, применяемые для производства других благ.

Капитал может быть реальным или физическим (сами средства производства, к которым относят здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства). Такой капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе. Реальный капитал имеет еще одно название – инвестиционные ресурсы (или товары), так как он предназначен для инвестиций (капиталовложений) в экономику. Капитал может быть также денежным (например, деньги для закупки средств производства).

С развитием НТП информация и технология также стали относиться к экономическим ресурсам.

Информация – поток знаний, сведений, передаваемых и воспринимаемых людьми (сведения о существовании тех или иных технологических процессов, о достижениях научно-технического прогресса, состоянии рынка и т. п.) (А. И. Сурин).

Технология – конкретные приемы и методы, рабочие процессы, по- рядок изготовления продуктов, применяемые в производстве (А. В. Сидорович).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: