Лекция № 2
Тема: «Основы экономического развития» (2 ч.)
План:
1. Потребности человека: понятие, виды, способы удовлетворения
2. Экономические блага: понятие, классификация
3. Ресурсы: понятие, ограниченность, виды
Содержание материала лекции № 1.
I. Потребности – это выражение нужды в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности и необходимость их удовлетворения побуждают людей к производству, к экономической деятельности (А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич).
Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов и достаточно многообразны. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и прочее.
По областям деятельности выделяются потребности в труде, человеческом общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности) и экономические потребности.
Экономические потребности – это множество человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ.
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:
1) создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд;
2) благодаря научно-техническому прогрессу обновляются предметный мир и уклад жизни человека, порождаются качественно иные потребности;
3) производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует более высокую бытовую культуру.
Но и экономические потребности влияют на производство:
1) потребности являются побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности;
2) запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В этом смысле потребности – новые созидательные цели, которые появляются еще до того, как производятся новые блага, соответствующие таким целям. Поэтому экономические потребности часто обгоняют производство.
Человеческие запросы в своем естественном выражении (нужда в питании, одежде, медицинской помощи, спорте, чтении художественной литературы и т. д.) являются качественно разнородными, а поэтому количественно несопоставимыми (Р. М. Нуреев).
Только с появлением денег стало возможно большую часть потребностей в материальных благах измерить единообразно. Общей их мерой стал покупательский спрос – выраженная в деньгах платежеспособная потребность. Однако спрос нельзя отождествлять с потребностями.
Существует множество классификаций потребностей.
Например, потребности можно разделить на следующие группы:
1) по степени важности для человека
- первичные (потребности в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье);
- вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);
2) по возможности овеществления
- материальные (потребности в пище, жилье);
- духовные (потребность в чтении книг);
3) по количеству охваченных людей
- личные (потребность в образовании);
- общественные (потребности в обороноспособности страны, охране окружающей среды);
4) по участию в производственном процессе
- производственные;
- непроизводственные потребности.
При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе следует иметь в виду условный (относительный) характер деления. Границы между видами потребностей условны.
Широко известна классификация потребностей, созданная американским ученым А. Маслоу: в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, а над ними возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
А. Маслоу выделял следующие уровни потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности и самосохранении;
3) потребность в социальных контактах;
4) потребность в уважении;
потребность в самовыражении.
Потребности людей удовлетворяются при помощи благ.
II. Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Благо – это все то, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности (И. Н. Сосунова). Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.
С точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям следует говорить об экономических благах.
Экономические блага – это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги. Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.
Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, то есть тех благ, объем которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
2) может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
3) приходится тем или иным способом распределять.
С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.
Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.
Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство.
В отличие от материальных благ, услуги – специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда. Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.
Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:
1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи.
2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство.
3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.
4. Социальные – образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
5. Общественные – услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.
В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.
Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.
Общественные блага неделимы и принадлежат обществу. Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транс порт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).
При всем этом блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей. Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (картофель и хлеб).
III. Ресурсы – это то, что используется или подлежит использованию в экономике. Ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства, называют факторами производства (И. Н. Сосунова).
Ресурсы – блага, из которых или с помощью которых производятся другие блага (М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева).
Ограниченность ресурсов означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.
Производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов.
Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ (Ю. Ф. Симионов).
К важнейшим из них в современном обществе относятся труд (рабочая сила как человеческий фактор), земля, капитал (в том числе организация) и предпринимательская способность (Р. М. Нуреев).
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии людей, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.
Земля – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду воду, леса, сельскохозяйственные угодья (пашни, луга), природное сырье и другое.
Капитал – блага длительного пользования, применяемые для производства других благ.
Капитал может быть реальным или физическим (сами средства производства, к которым относят здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства). Такой капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе. Реальный капитал имеет еще одно название – инвестиционные ресурсы (или товары), так как он предназначен для инвестиций (капиталовложений) в экономику. Капитал может быть также денежным (например, деньги для закупки средств производства).
С развитием НТП информация и технология также стали относиться к экономическим ресурсам.
Информация – поток знаний, сведений, передаваемых и воспринимаемых людьми (сведения о существовании тех или иных технологических процессов, о достижениях научно-технического прогресса, состоянии рынка и т. п.) (А. И. Сурин).
Технология – конкретные приемы и методы, рабочие процессы, по- рядок изготовления продуктов, применяемые в производстве (А. В. Сидорович).