Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
• производство; • распределение; • обмен; • потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
• производительные силы; • производственные отношения.
Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:
• орудия труда; • сырье и материалы; • здания, сооружения; • транспорт и т. д.
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:
• отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
• создает материальную базу существования общества;
• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
• влияет на политические процессы;
• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
|
Вывод: Экономическая сфера взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.
37
Социальная сфера – есть сфера взаимоотношений социальных групп (классы, социальные слои, национальные общности) по поводу социальных условий их жизни и деятельности, касающихся: условий труда, быта, образования, здравоохранения, социального обеспечения, уровня и качества жизни людей.
социальная сфера связана с удовлетворением особых социальных потребностей, направленных на воспроизводство и развитие жизненных сил человека.
Возможности удовлетворения социальных потребностей зависят от:
- социального положения человека, его социальной группы;
- характера существующих общественных отношений;
- уровня развития государства..
Степень удовлетворения социальных потребностей определяет:
1. Уровень жизни человека - обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей;
2. Качество жизни человека (семьи, социальной группы и т.д.) - обобщающие показатель достигнутого уровня эффективности функционирования социальной сферы.
Исходными в социальной структуре общества признаются социальная группа, социальная общность и социальный институт. Социальная группа определяется как одна из основных форм существования и социального взаимодействия людей, направленная на удовлетворение потребностей индивидов в совместных действиях.
В широком смысле - это любое объединение людей, в узком - подсистема внутри общества как совокупность взаимодействующих индивидов ради реализации своих интересов и целей.
|
Основные элементы социальной структуры общества:
• классы; • страты;• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
• люди города и деревни; • представители физического и умственного труда; • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); • социальные общности, которые имеют типовые признаки образа жизни или этнические признаки. Это устойчивые, исторически сложившиеся общности: семья, род, племя, народность и нация, а также общности людей, являющихся жителями города или провинции, каких-либо организаций.
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
• все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
• общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Статус - это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением
Важнейшим фактором удержания общества в состоянии равновесия является "средний класс"- это и мелкие предприниматели, и фермеры, и высококвалифицированные рабочие, и специалисты сферы обслуживания,
Перемещение групп или индивидов в обществе, изменение их статуса называется социальной мобильностью. Мобильность может быть горизонтальной (переход в равные по статусу социальные группы) и вертикальной, связанной с изменением места в социальной иерархии.
|
38
Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы; • политические партии; • общественные организации;
• профсоюзы; • иные институты.
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика,носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.
Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни общества. Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Политическая жизнь общества самым тесным образом связана с экономикой. Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики.
Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев, традиций и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов, например, государственного устройства.
Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Так, например, вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее истории.
Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными функциями государства являются:
• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
• внешнеполитическая; • интеграционная.
По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Гегель видел начало государства в насилии. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим.
Государство:
• наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений
• наличием специального аппарата власти,представленного органами:
• наличием государственной территории;
• издания законов,обязательных для граждан;
• собирать налоги,выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику
Приобщения человека к политике выражается в разнообразных формах политически активного поведения и общения, характеризуется стремлением решить жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти.
Факторы:
- отождествление себя с определенной политической силой в обществе;
- приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения;
- уровень образования;
- осмысление своего социального статуса - по мере повышения социального статуса и его осознания степень вовлеченности личности в политические отношения возрастает;
39
Духовная сфера жизни общества – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).
Духовные ценности – предметы культуры и искусства, а также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., то есть все то, что составляет духовное содержание общественной жизни (духовность) общества.
Духовная сфера общества складывается исторически. Она воплощает в себе национальные, географические и другие особенности развития общества, то есть все то, что отложилось в душе народа, в его национальном характере.
Духовная сфера общества является самой возвышенной, поскольку здесь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни. Русские слова «душа» и «дух» пишутся и звучат очень похоже друг на друга, их иногда отождествляют между собой. В иных же языках такого смешения понятий нет.
Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни в том существе, которое она одушевляет. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Она способна входить в тела других людей и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.
Формы жизни различаются в соответствии с формами души.
«Дух» изначально понимался как свободное деятельное начало космоса и всякой вещи. Христианское понятие Дух наполняется личностным содержанием, раскрывается как личностный Абсолют и личная Воля Бога. Немецкая классическая философия объясняла природу как момент овеществления Абсолютного духа.
душа связана с конкретным телом, дух же принципиально свободен от конкретных воплощений и вездесущ; душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, лишь иногда на короткое время покидает свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения; душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен; душа творится духом, дух же вечен и несотворен.
Духовность – показатель системы ценностей, целей, смыслов. Это способность человека соотносить свои действия и ценности с нравственными и эстетическими категориями. Это обретение совести как внутренней основы самоопределения личности. Совесть – это категория нравственности, она и является определителем духовной культуры личности.
Стержнем духовности является вера, надежда, любовь, мудрость жизни. роста духовных потребностей является объем накопленных человеком духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность.
Содержание духовной сферы общественной жизни:
1) повседневное духовное общение людей;
2) познание (в том числе научное), образование;
3) воспитание, мораль, искусство, религия.
Оно развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Факторы, влияющие на формирование духовности:
- учреждения образования и воспитания;
- профессиональное искусство (театр, музыка, кино, живопись,
архитектура и т.д.)
- народное искусство (творчество) – песни, танцы, сказания;
- народные традиции.
Фундаментальные проблемы духовного развития современного общества:
- формирование, сохранение и обогащение духовного мира людей;
- приобщение к подлинным духовным ценностям;
- отказ от ложных, разрушающих человеческую душу и общество форм (насилие, порнография и т.п.).
Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовная деятельность; • духовные ценности; • духовные потребности людей; • духовное потребление;
• индивидуальное сознание; • общественное сознание.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание —совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
40
каждая историческая эпоха, особенности общественной жизни каждого народа порождают свои представления, теории, взгляды, системы нравственных норм и т.п. Следовательно, зависимость общественного сознания от общественного бытия можно считать важнейшим социологическим законом.
Оно может:
1) активно способствовать развитию общественного бытия;
2) опережать общественное бытие;
3) тормозить общественное бытие.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания,выступает составной частью общественного бытия.
Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его.
Носителем общественного сознания- субъект общественной деятельности - отдельный индивид, личность, социальная группа, класс, общество в целом.
В отличие от индивидуального сознания в общественном сознании откристаллизовывается сама сущность общественной жизни, самое характерное, то, что есть (или может быть) в каждом человеке. Поэтому общественное сознание имеет надличностный характер, его нельзя представить в виде простой суммы индивидуальных сознаний.общественное сознание не обязательно переживается отдельным индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения и т.п. Оно всегда выражено в знаниях, теориях, нормах, идеологиях, общественных отношениях в целом. Отдельный субъект может приобщиться к ним, а может и не приобщиться - не воспринять эти теории и нормы. Кроме того, общественное сознание беднее индивидуального, так как оно абстрагируется от всего многообразия специфических, индивидуальных, неповторимых черт, присущих каждой отдельной личности.
Обыденноесознание | Теоретическоесознание |
1. ФОРМИРУЕТСЯ | |
вповседневных житейских ситуаций как сознание реального процесса жизни, деятельности человека, его конкретных ближайших потребностей. | в целенаправленной теоретической (логической) деятельности в форме анализа, синтеза |
2. СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ | |
мнений, верований, суеверий, привычек, народной мудрости заблуждений и предрассудков людей | строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. |
3. ДАЕТ ЗНАНИЕ: | |
непосредственной действительности на уровне явлений, охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения общественной жизни | сущности вещей, отвлекаясь (абстрагируясь) от непосредственной действительности |
4.ИСТИНА ПРЕДСТАВЛЕНА | |
в виде «здравого смысла», интуитивных догадок, «вечных истин», стихийно рожденных самой жизнью | в виде многократно перепроверенных постулатов, аксиом, теорем, принципов |
5. ЯЗЫК | |
повседневный, разговорный | Специально созданный: понятия, цифры, графики, знаки, таблицы, схемы |
6. НОСИТЕЛЯМ (СУБЪЕКТАМИ) ЯВЛЯЮТСЯ | |
все люди (на индивидуальном и групповом уровнях) | профессионально подготовленные люди |
Обыденный и теоретический уровни дополняются здесь общественной психологией и идеологией.
Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, включающих в себя: 1) индивидуальную психологию - устойчивые психологические состояния людей (чувства, эмоции, настроения, предрассудки, влечения, переживания и т.п.), 2) явления (традиции, обычаи, навыки, привычки); 3) процессы (подражания, внушение и т.д.); 4) взгляды, идеи, представления (политические, правовые, религиозные, нравственные и др.)
в социальной структуре общества большое место занимают классы, у которых появляется потребность в выработке программы поведения по отношению к другим социальным группам. Эта потребность реализовалась в выработке идеологии. Идеология - это система взглядов, идей, теорий, отражающая социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы классов.
Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость,отличающая его от других людей. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.
индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание.
41
С самого начала возникшее общество обнаруживает себя как противоречивый феномен. Оно постоянно саморазрушается, поскольку в нем наличествуют хаос, катастрофы различного уровня, преступность, коррупция, конфликты интересов.
Стимулом развития являются проблемы, встающие перед обществом. Это - тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др.Основное развитие и самоорганизация нашей популяции происходили в социальной сфере. Это стало возможным благодаря высокоразвитому мозгу и сознанию - тому, что отличает нас от животных.
Источники саморазвития общества:
1. мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее - во взаимодействии общества и природы.крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом.
2. продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда.роль техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. процесс преобразования предметов природы в форму, необходимую для удовлетворения человеческих потребностей. Оно тесно связано с понятиями "деятельность", "активность", "труд" и др. Производство входит в цикл, состоящий из распределения, обмена и потребления-исходным пунктом всего процесса.производительные силы и производственные отношения
3. духовные сущности, идеи.управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории.
изменения могут проходить двумя путями: либо постепенно, плавно, прогнозируемо, либо скачкообразно, резко и внезапно. Эволюционный и революционный процессы часто рассматриваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов, революционные же - как относительно быстрые, коренные, качественные изменения.
1. Эволюция.осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, солнечной системы, Земли. основная идея- идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к сложному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией. переход от отсталого аграрного (традиционного) общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому индустриальному обществу.
следующие стадии:
- доиндустриальное общество;- индустриальное общество;- постиндустриальное общество.
Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений. Технологические перевороты влекут за собой изменения в других сферах общественной жизни, однако, они не сопровождаются социальными революциями.
2. Основоположниками теории революционного преобразования общества были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе. Человечество в своем развитии проходит пять формаций:
· первобытнообщинную;· рабовладельческую;· феодальную;· капиталистическую;· коммунистическую.
Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической системе общества. Экономической основой революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти.
С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития.
Без эволюции нет революции.
Вывод: Социальная эволюция и социальная революция — это две различные, но необходимо взаимосвязанные, взаимообусловленные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга
42
В жизни человека, наряду с религией, моралью, искусством, правом, большую роль играет наука. Наука - это особая область жизнедеятельности общества, содержанием которой является познание существующего мира. В настоящее время принята следующая классификация наук: естественные науки, гуманитарные и математические. Гуманитарные науки - это науки о человеке и обществе. К гуманитарным наукам относятся философия, экономика, социология, политология, филология, история, юриспруденция и другие. Важнейшей из гуманитарных наук является история.
История изучает прошлое, его развитие, закономерности и особенности эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях.
Формационный подход - (формация - от латинского - образование, вид). Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму.
Цивилизационный подход к изучению истории (теория "локальных цивилизаций" - является одним из критериев подхода к изучению истории.Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип". 3.Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории.
история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.
В настоящее время все периодизации можно свести к двум основным типам: линейные (все человеческое общество движется от низших форм развития к высшим) и цивилизационные (человечество развивается как отдельные, замкнутые культурно-исторические типы).
К линейному типу периодизаций относится наиболее распространенная среди современных историков всемирно-историческая периодизация, согласно которой в истории человечества выделяются следующие этапы: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.
Маркса, развитие общества - это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую.выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Таким образом, всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.
В современных условиях в мировой и отечественной историографии выдвинулся так называемый цивилизационный подход к истории, претендующий на универсальность. Главной типологической единицей истории считается цивилизация (как синоним культуры; как стадия развития общества, сменившая варварство; как ступень развития региона или этноса (цивилизация инков, античная, европейская)
История любой страны рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций.некоторые сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на прогрессивные (западные) и непрогрессивные (все остальные),
Вывод: учитывать различные стороны как формационного, так и цивилизационного концептуальных подходов в изучении исторического процесса.
43
Под личностью – 1)устойчивая система соц черт, характеризующее индивида как члена общества.2)индивидуальный носитель этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной деятельности. Проблема личности – вопрос какое место человек занимает в мире, чем он является и может стать. Хотя отдельный человек не властен над результатом общественной деятельности но он обладает свободой выбора.
Первоначально – личина, маска, надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не как персона, для этого надо быть свободным человеком.
· В раннехристианский период - отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
· В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
· В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
· В философии романтизма личность понималась как герой.
"индивид»- неделимая частицу какого-то целого. отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. характеристика его единичности и своеобразия. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид,, и затем как личность.
· Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
· Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
· Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям.
Атрибуты личности
· Воля -- Свобода---- Разум----Чувства