График соотношения цены и спроса на товар




Лекция № 5

Тема: «Спрос и предложение в механизме рынка» (2 ч.)

 

План:

1. Функции цены как элемента рыночного механизма

2. Спрос на товары и услуги: понятие, факторы, оказывающие влияние, эластичность

3. Предложение товара: понятие, факторы, оказывающие влияние, эластичность

4. Рыночное равновесие

 

Содержание материала лекции № 5.

I. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы.

Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор.

В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка.

Цена - денежное выражение стоимости товара, выполненных работ или оказанных услуг. С точки потребителя цена выражает полезность товара, а производителязатраты на производство товара и желаемый доход. Экономическая сущность цены позволяет выделить ряд ее функций.

1. Измерительная. Ее следует считать первичной функцией цены. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара. Иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цену единицы продукции и умножая ее на количество продаваемых продавцом и покупаемых покупателем единиц данного блага, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги.

2. Соизмерительная. Эта функция цены связана с предыдущей. Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценности разных материальных благ. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие, дорогие и дешевые товары. Если цена адекватно отражает полезность товара, то есть его способность удовлетворять ту или иную потребность, то она может быть использована не только для сопоставления денежной ценности, но и полезности разных благ.

3. Уравновешивающая. Выполняя эту функцию, цена стимулирует рост предложения при дефиците товара и «разгружает» рынок от излишков, сдерживая рост предложения. Цена высокоэффективно уравновешивает спрос и предложение на рынке и делает это автоматически, без вмешательства государства.

4. Информационная. Рыночная цена несет в себе основную информацию о потребностях и спросе, о дефиците или излишках. Она служит основанием для принятия производителем решений о производстве товаров, а потребителем - решения о покупке. С информирующей функцией цены тесно связана направляющая ее функция.

5. Направляющая (ориентирующая). Эта функция цены основана на способности рыночной системы (посредством изменения цен) сигнализировать об изменении потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны производителей и поставщиков ресурсов, что позволяет рынку саморегулироваться.

6. Учетная. По уровню цены можно судить об уровне затрат на производство той иди иной продукции.

7. Стимулирующая. Цена стимулирует производителя снижать издержки производства, применять наиболее эффективные технологии в целях максимизации прибыли. С другой стороны, цена стимулирует владельцев экономических ресурсов к поиску наиболее эффективных сфер их приложения, что в итоге приводит к повышению эффективности распределения факторов производства. И, наконец, именно цены способствуют формированию рационального спроса, так как стимулируют потребителей искать пути оптимального использования своего ограниченного дохода.

8. Распределительная. Через цены определяется распределение товаров между потребителями, доходов между домохозяйствами, ограниченных ресурсов между производителями.

9. Внешнеэкономическая. Цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

II. Спрос на какой-либо товар характеризует желание субъекта купить то или иное количество этого товара. Спрос выражают через величину спроса и изменение спроса.

Спрос это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара оказывают воздействие различные факторы.

Совокупность этих факторов можно разделить на две группы:

1) ценовые

- цена самого товара. В зависимости от цены будет меняться спрос на него;

- цены других товаров, взаимосвязанных с товаром. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на велосипеды приведет к росту или снижению спроса на виноград.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми (субституты) и взаимодополняемыми (комплименты).

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на проезд в маршрутке ведет к росту спроса на услуги общественного транспорта.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на бензин приведет к снижению спроса на автомобили; рост цен на электричество приведет к снижению спроса на товары высоким энергопотреблением.

2) неценовые

- вкусы потребителей. Вкусы меняются под воздействием разнообразных факторов, одним из которых является мода – то, что нравится всем, должно быть и у меня. Другим фактором является желание выделиться, например, привычный цвет губной помады – красный, розовый, нейтральный и их оттенки, но продаже есть помада других цветов – синяя, черная. Также на вкус могут влиять традиции, к примеру, мужчины Шотландии предпочитают килты, в других же странах данный вид одежды не во вкусе мужчин-потребителей. На вкус потребителя могут влиять личностные характеристики – внешние параметры (рост, вес – для человека ростом 2 метра одежда для людей с более низким ростом будет не нужна даже за минимальную цену), возраст (например, если в населенном пункте живут люди пенсионного возраста вряд ли их привлечет моложенная одежда в виде миниюбки или обувь на каблуке 12 см и выше), заболевания (определенная доля людей отказывается от сахара, табачных изделий, алкоголя силу наличия соответствующего диагноза);

- средний доход домохозяйств. Говоря о доходе нужно помнить и о структуре потребления. В первую очередь рост доходов должен способствовать росту объема спроса, но в определенный момент начинает меться структура потребления – нормальные блага вытесняют низшие, то есть объем спроса на одни блага растет, а на другие снижается, в целом потребитель может купить при росте дохода такое же количество благ, что и при более низком доходе, но качество этих благ может быть более высоким;

- распределение доходов между домохозяйствами. Домохозяйства находятся в определенной тесной взаимосвязи. Если рассмотреть несколько поколений одной семьи, то перераспределение средств может привести к изменению спроса, например, родители помогают совершеннолетним детям-студентам, спрос на потребляемые ими товары в обычном режиме будет снижен, но при этом повысится спрос на товары потребляемые детьми-студентами, аналогичная ситуация происходит в случае помощи взрослых детей своим престарелым родителям;

- количество и состав покупателей Чем больше покупателей, тем больше спрос. Однако характер спроса будет зависеть от состава покупателей по возрасту, национальности (предпочтение в еде), религии (предпочтение в одежде и внешнем виде как таковом);

- реклама. Реклама раскрывает определенные характеристики товара, что может поспособствовать росту спроса на товар. Реклама выступает в качестве «двигателя торговли»;

- налоговая политика государства. Рост и прямых, и косвенных налогов ведет к снижению спроса;

- экспортно-импортные операции. В том случае, если чистый экспорт будет расти, то значит товары отечественного производства пользуются спросом за рубежом, следовательно, совокупный спрос увеличивается. Если же импорт в экономике превышает экспорт, это означает, что домохозяйства переключают свои интересы на зарубежные товары, а спрос на отечественную продукцию падает, что способствует уменьшению совокупного спроса;

- ожидание изменений цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде таблицы или графика.

 

Таблица 1 – Соотношение цены и спроса

Цена товара (р)          
Объем спроса (Q)          

D

График соотношения цены и спроса на товар

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

1) эффектом дохода. Выделяют номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода (чем больше номинальный доход, тем больше реальный доход) и в обратной зависимости от уровня цен (чем больше цена, тем меньше реальный доход). Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

2) эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, А спрос на этот товар упадет. Например: сок, лимонад, холодный чай и кофе (бутылированные); такси, маршрутка, общественный транспорт; ручка - шариковая, перьевая, капиллярная, карандаши, фломастеры. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

3) действием закона убывающей предельной полезности. Каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, а значит потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Эластичность спроса - показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты. Детерминанты - это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение. Для спроса этими детерминантами выступают цена и доход.

В связи с этим различают три вида эластичности спроса:

- ценовая эластичность спроса;

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса - это степень чувствительности спроса в ответ на изменение цены товара.

Для оценки степени ценовой эластичности спроса используют коэффициент эластичности спроса по цене.

Ценовая эластичность спроса = Изменение спроса в % / Изменение цены в %

В зависимости от значения коэффициента выделяют следующие степени ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, то есть потребители чутко реагируют на изменение цены. К группе таких товаров стоит отнести предметы роскоши, дорогостоящие товары – мебель, бытовая техника, легкозаменяемые товары (мандарин заменить клементином);

2) неэластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, то есть в данном случае потребители нечутко реагируют на изменение цены. В эту группу входят продукты питания, лекарства – предметы первой необходимости, крайне дешевые товары, труднозаменяемые товары (бензин, обезболивающие наркотического типа;

3) спрос единичной эластичности. Спрос на товар меняется в той же мере что и цена;

4) абсолютно эластичный спрос. Предполагает, что даже незначительное увеличение цены ведет к снижению спроса до нуля. Такой спрос возможен в условиях совершенной конкуренции;

5) абсолютно неэластичный спрос. Как бы не росла цена спрос на товар будет неизменным. К данной группе будут относиться товары жизненной необходимости – инсулин для диабетиков.

Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода. При росте доходов следует отметить рост потребления нормальных товаров и снижения – низших товаров. Исходя из этого:

- для товаров низшей категории - коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары отрицателен;

- для товаров неэластичного спроса - коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары равен нулю;

- для нормальных товаров – коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары положителен, при этом первоначально близок к единице, но с ростом дохода снижается.

- для товаров роскоши – коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары положителен, при этом первоначально близок к единице, но с ростом дохода увеличивается.

Перекрестная эластичность спроса по цене – степень изменения объема спроса на товар в ответ на изменение цены какого-либо сопряженного товара (товара-комплемента или товара-субститута).

III. Предложение это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Факторы, влияющие на предложение:

Ценовые

- цены на товары;

- цены на ресурсы, используемые в процессе производства товара. Если стоимость ресурсов растет, то предложение сокращается (поскольку снижается для производителя уровень привлекательности данного вида деятельности, выражающийся в уровне доходности);

- цены на сопряженные товары. Сопряженные товары – это товары заменители (субституты) и товары взаимодополняемые (комплиментарные).

Субституты – рост цены одного товара увеличивает предложение другого. Комплиментарные – рост цены одного приводит к уменьшению предложения другого.

Неценовые

- количество производителей на рынке. Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложение и наоборот;

- совершенствование техники и технологии. Применение новейшей техники и технологий приводит к росту производительности труда и предложение увеличивается;

- уровень налогообложения. Высокий уровень налогообложения приводит к сокращению доходов предпринимателей и уменьшению предложения;

- ожидание производителей изменения цен на рынке. Если производители ожидают роста цен, то задерживают отгрузку готовой продукции. Это сокращает предложение.

Закон предложения – закон, описывающий прямую зависимость между ценой на товар и объемом предложения товара: при росте цены товара объем предложения данного товара растет, а при снижении – падает.

Графически данный закон выглядит следующим образом.

 
 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: