Домашнее задание по дисциплине Основы формирования здоровья детей.
ТЕМА: КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ. ГРУППЫЗДОРОВЬЯ.
1. Выучить тему «Комплексная оценка состояния здоровья детей»: лекция, учебное пособие стр. 126-127, контрольные вопросы на стр. 127-128.
2. Ответить на контрольные вопросы письменно.
3. Изучить тестовые задания по данной теме в сборнике тестов по дисциплине «Основы формирования здоровья детей».
Содержание обучения
Критерии здоровья детей
1. Наличие или отсутствие отклонений в онтогенезе (состояние здоровья по данным анамнеза).
2. Уровень физического развития и его гармоничность.
3. Уровень нервно-психического развития и его гармоничность.
4. Уровень резистентности детского организма.
5. Уровень основных функций организма.
6. Наличие или отсутствие длительно текущих, хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Группы здоровья
1-я группа – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и нервно-психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2-я группа - дети, у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты; с общей задержкой физического развития в отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела; часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функции органов и систем;
|
3-я группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации;
4-я группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации;
5-я группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.
Группы риска детей периода новорожденности:
1-я группа - дети с риском возникновения патологии ЦНС;
2-я группа - дети с риском внутриутробного инфицирования;
3-я группа - дети с риском возникновения трофических нарушений и эндокринопатий;
4-я группа - дети с риском возникновения пороков развития и наследственных заболеваний;
5-я группа - дети группы социального риска.
Группы риска для детей раннего возраста:
1) Дети, с риском повышенной заболеваемости острыми респиратоно-вирусными инфекциями и развития нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
2) Дети с риском развития патологии центральной нервной системы.
3) Дети с риском возникновения рахита, анемии и хронического расстройства питания (гипотрофия, паратрофия).
4) Дети с риском аллергических заболеваний.
5) Дети с риском развития тугоухости.
6) Дети с риском развития врожденного гипотиреоза.
7) Дети с риском развития синдрома внезапной смерти.
8) Дети из неблагоприятных микросоциальных условий.
9) Дети с риском развития нарушений репродуктивной сферы.
Пограничное состояние
Пограничное состояние отражает минимальные отклонения в структуре и функции органов и систем, которые не означают заболевания, но могут предшествовать ему.
Пограничные состояния, нарушение роста и развития, функциональные отклонения обуславливают отнесение ребенка к группе риска.
|
Пограничные состояния здоровья ребенка:
1) Критические состояния развития.
2) Реакции краткосрочной дезадаптации.
3) Наличие дигармонизации возрастного развития.
4) Неоптимальность сферы развития с высокой вероятностью альтераций развития.
5) Адаптирующее развитие (неоптимальное).
6) Начавшееся снижение темпов роста, прибавок массы тела или задержка развития отдельных функций, моторики, психики, социализации.
Перечень контрольных вопросов
1. Критерии здоровья детей: 1-й критерий здоровья, клиническое значение.
2. Социальный анамнез, параметры, оценка.
3. Генеалогический анамнез, оценка.
4. Биологический анамнез, составляющие, группы факторов риска, оценка.
5. Критерии здоровья детей: 2-й критерий здоровья, алгоритм комплексной оценки физического развития: определение биологического возраста, показатели, характеризующие биологический возраст, оценка антропометрических и функциональных показателей.
6. Группы физического развития.
7. Критерии здоровья детей: 3-й критерий здоровья, оценка, клиническое значение.
8. Критерии здоровья детей: 4-й критерий здоровья, оценка, клиническое значение.
9. Критерии здоровья детей: 5-й критерий здоровья, клиническое значение, скрининг-программа, оценка.
10. Критерии здоровья детей: 6-й критерий здоровья, клиническое значение.
11. Группы здоровья, характеристика.
12. Здоровье, понятия, входящие в его структуру, с позиции возрастной физиологии.
13. Риск, понятие.
14. Группы риска для новорожденных.
15. Группы риска для детей раннего возраста.
|
16. Функциональные отклонения в детском организме, понятие, клиническое значение.
17. Норма - понятие для растущего организма.
18. Пограничные состояния, понятие, клиническая семиотика.
19. Пограничные состояния здоровья ребенка, клиническое значение.
Практические навыки
1. Сбор анамнеза жизни, оценка.
2. Оценка генеалогического, биологического, социального анамнеза.
3. Комплексная оценка физического развития:
· биологический уровень развития (оценка);
· антропометрические показатели (оценка);
· оценка функциональных показателей;
· оценка описательных признаков (соматических) физического развития.
4. Комплексная оценка нервно-психического развития (по линиям развития).
5. Определение групп развития для детей первых 3-х лет жизни.
6. Оценка резистентности организма ребенка.
7. Оценка функционального состояния ребенка.
8. Определение группы здоровья.