Функция отражения состоит в субъективном отражении объективной реальности.
Что касается регуляции поведения и деятельности, то можно выделить две регулятивные функции психики:
1. побуждение – потребностно-мотивационная сфера психики;
2. исполнение – знания, умения, навыки, привычки, способности человека.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, т.е. подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит.
Основные категории, связанные с деятельностью человека:
· поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других (т.е. его социальный смысл);
· предметная деятельность – это вид деятельности, который подразумевает воспроизведение определенного общественно выработанного способа действия с предметом культуры;
· мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность;
· цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Мотивы и цели могут не совпадать – то, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует.
Импульсивное поведение – активность в которой отсутствует осознаваемая цель, здесь нет и деятельности, управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Основные виды деятельности:
§ общение;
§ игра;
§ учение;
§ труд.
Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:
· употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
|
· продуктивный характер и целевая направленность деятельности;
· целенаправленность труда определяет характер и способ трудовых действий;
· общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
· труд направлен на преобразование внешнего мира.
Важнейшее достижение человека, позволившее ему использовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий) – речевое общение.
Речь – это язык в действии.
Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.
Речь – это форма существования мысли.
Функции речи
В общении: В мышлении:
- коммуникация - обозначение
- экспрессия - обобщение
Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению.
Коммуникация – передача друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга.
Экспрессия – передача эмоционального отношения к содержанию речи.
Действия могут быть:
- сенсорные – действия по восприятию объекта;
- моторные – двигательные;
- волевые;
- мыслительные;
- мнемические – действия памяти;
- внешние предметные – действия направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира;
умственные – действия, выполняемые во внутреннем плане сознания.