АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В широком смысле – это технологии. Которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения рассматривать как альтернативную педагогическую технологию.
В узком смысле – это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического поцесса.
Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технология саморазвития была создана итальянским педагогом Марией Монтессори, и представляла собой альтернативу муштре и догматизму в обучении, свойственным школе конца XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, а главная задача школы, по ее мнению, состояла в том, чтобы создавать окружающую среду для естественного процесса саморазвития каждого ученика.
Главные ориентиры этой технологии состояли в следующем: всестороннее развитие каждого ученика, воспитание у него самостоятельности; соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.
Концептуальные положения, на которых основывается технология М.Монтессори:
• обучение должно проходить естественно, в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает;
• обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори;
• учет сензитивности и спонтанности развития;
• мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень;
|
• сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».
Содержание технологии саморазвития имеет свои особенности:
Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При ее создании учитывается, прежде всего, сензитивность, наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
«Монтессори—материал» есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности, его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.
«Монтессори-материалы» представляют, по Л.С.Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.
До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает» все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.
Переход к исследованию (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.
|
Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.
В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.
Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.
В школе уроков нет. День начинается с общего рефлексивного круга, после чего все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.
Оценку своего труда дети обязательно получают чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.
Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.
|
В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.
Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, уточняет и систематизирует свои знания.
Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитываю щей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.