СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Сущность понятия «организация». 5
2. Понятие и классификация социальных и хозяйственных организаций. 15
Заключение. 25
Список литературы.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая и управленческая науки служили первоначально для того, чтобы повысить эффективность функционирования национальной экономики в целом и конкурентоспособность государства. Однако с течением времени стало ясно, что основными движущими силами развития общества являются отдельные субъекты, действующие на рынке, главный из которых – организация. Именно организации (точнее, конечно, люди, объединенные в организации) производят товары и услуги, осуществляют научные разработки и стимулируют развитие искусства, обучают и лечат, помогают воспитывать детей и развлекают.
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего, возникает мысль, что понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация – это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что термин «организация» применяется очень широко. Организация является одной из важнейших характеристик окружающей нас действительности и изучается в разных аспектах различными науками. Также данная тема является крайне актуальной, поскольку в основе теории организации лежит теория систем и непременно понятия социальная и хозяйственная организации являются ключевыми.
|
Цель курсовой работы – исследовать сущность понятия «организация», а также рассмотреть социальные и хозяйственные организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «организация».
2. Ознакомиться с понятием и классификацией социальных и хозяйственных организаций.
Объектом исследования выступает организация как социальная система, а предметом – характеристика социальной и хозяйственной организаций.
В качестве методов исследования в работе использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод).
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Ю.В. Кузнецов, Г.Р. Латфуллин, Л.С. Ружанская, Э.А. Смирнов, О.Г. Тихомирова и др.
В числе информационных источников курсовой работы использованы: официальные документы (Гражданский кодекс Российской Федерации) и научные источники (данные и сведения из книг, журнальных статей и т.д.).
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Современное общество состоит из организаций – от государства и до семьи, и каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. В организациях люди проводят большую часть своей жизни, в них они растут и учатся, работают и отдыхают, лечатся и развлекаются. Организации развивают экономический потенциал общества, создают его культуру, деятельность организаций пронизывает все аспекты жизнедеятельности государства и социума. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями [6].
|
В современной науке и практике постановка, восприятие и применение термина организация настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих практически любые сферы жизни. Собственно все, что окружает людей, или то, что можно себе представить, так или иначе, обязательно рассматривается с позиций организации. В этом плане понятие «организация» выделяет ряд самостоятельных и наиболее часто встречающихся определений (дефиниций), отражающих достаточно широкий спектр общепринятых представлений и применений, первое из которых дано ниже.
Организация (лат. organizo – стройный вид, объединение) – объединение людей для достижения совместных целей.
И действительно в каждодневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т.д.), т.е. реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система [8].
Л.С. Ружанская считает, что организация как процесс представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Как явление она представляет физическое объединение реальных элементов (людей, техники) для выполнения программы или цели. В России организации как явления регулируются гражданским кодексом РФ. Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание какого-либо объекта [6].
|
Существует очень много определений организации.
Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции.
Организация – внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
Организация – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
Организация – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей [16].
Ю.В. Кузнецов отмечает, что применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.
Организация – это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д.
Во-вторых, организация – это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление», хотя и не исчерпывает его.
В-третьих, организация – это упорядоченность какого-то объекта. Под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации имеется в виду, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации. Это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организации.
Термин «организация» употребляется во всех трех значениях (рис. 1) [2].
Рисунок 1 – Значение понятия «организация»
Нам важно понять, что такое организация в первом смысле, т.е. как объект, поскольку такое определение имеет ключевое значение для определения предмета менеджмента и теории организации.
Современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает ее как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества. Организация как социальная система имеет следующие отличительные черты:
1. Организация – целевая система. Она создается для достижения определенных целей.
2. Члены организации представляют собой управляемую общность людей, объединенных для достижения общей цели.
3. Организации свойственна иерархичность, которую можно представить в виде системы подчинения с единым управляющим центром.
Таким образом, организация представляет собой систему, в которой люди иерархически соединены в общность для достижения цели [13].
Некоторые авторы выделяют новый тип организаций, так называемые предприятия, ориентированные на выживание (ПОВ). Их главной чертой является то, что они живут сегодняшним днем и не имеют постоянных стратегических целей. Хотя само выживание также можно рассматривать как целевую установку.
Организация в современной литературе рассматривается как координируемое социальное образование с ведущей ролью индивидуального и группового поведения. Вместе с тем социальные организации не могут строиться только на однонаправленном отношении, без ориентации целого на потребности участников. Поэтому, раскрывая сущность организации, необходимо отметить, что организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций, второй – для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения и т.п.) При таком подходе организация выступает как система обмена между целым и его элементами. В ней образуются «точки интеграции», в которых сопрягаются интересы индивидов и задачи организации [19].
Организация – многомерное явление. В ее состав входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура и т.д. Она состоит из элементов разной природы.
Организация – это явление живое, подвижное: люди работают, вступают в различные отношения – личные, управленческие, сотрудничества, конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т.п.
Организация – явление иерархическое. В ней неизбежны отношения руководства и подчинения, распределение ролей как формальное – по выполняемым функциям, так и неформальное – лидерство, межличностные отношения и т.п.
Организация меняется во времени, т.е. имеет «жизненный цикл». Она рождается, развивается, обновляется или «загнивает» и «умирает». Она имеет прошлое, живет в настоящем и планирует будущее [7].
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 2) [14].
Рисунок 2 – Виды организаций
Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (рис. 3).
Рисунок 3 – Формальные организации
Коммерческие организации – организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации – организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям [14].
Итак, организация – это структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей во имя достижения определенной цели.
К основным элементам организации относятся:
Цель – любая организация создается и функционирует ради достижения конкретной цели (нескольких целей). Независимо от того, сколько целей ставит перед собой организация, должна быть выраженная глобальная стратегическая цель – Миссия. Ради осуществления своей миссии организация может ставить и выполнять дополнительные цели. Миссия фиксируется в уставе организации и не является коммерческой тайной.
Структура – данное понятие в контексте работы организации означает логическое отношение различных уровней управления между собой и функциональными подразделениями. Отношения между уровнями управления и функциональными подразделениями должны быть построены в такой форме, которая позволит наиболее эффективно достигать поставленных целей.
Технология – не что иное, как способ преобразования ресурсов в готовый продукт, независимо от того, какие ресурсы используются и какие конечные продукты получает организация.
Персонал – общая совокупность человеческих ресурсов организации. Чаще всего именно персонал является самым дорогостоящим и важным ресурсом организации. Кроме того, работа с персоналом не ограничивается стандартным набором действий и инструкций, следовательно каждый руководитель должен постоянно совершенствовать свои навыки, как управленческие, так и коммуникативные.
Культура – также немаловажный элемент организации. Представляет собой совокупность общепринятых и постоянно поддерживаемых в организации нравственно-этических, идеологических норм, принципов.
Финансы – данный элемент подразумевает собой все денежные средства и денежные отношения, которые принадлежат организации [20].
Конечно, элементов организации гораздо больше и состав их гораздо сложнее, но именно эти характеристики очень важны для определения того, что представляет собой организация, однако следует сказать, что концепция организации имеет тенденцию постепенно меняться под влиянием внешней среды.
В таблице 1 показаны основные различия между традиционными и современными представлениями об организациях.
Таблица 1 – Развития концепции организации
Традиционная организация | Новая организация |
Стабильность. | Динамичность. |
Фиксированная структура. | Гибкая структура. |
Сосредоточенность на выполнении рабочих заданий. | Сосредоточенность на развитии навыков. |
Характер работы определяется должностью. | Характер работы определяется задачами, которые нужно выполнить. |
Ориентированность на отдельного человека. | Ориентированность на коллектив. |
Постоянные рабочие задания. | Временные рабочие задания. |
Ориентированность на команды сверху. | Ориентированность на активное участие работников. |
Решения принимаются только менеджерами. | Работники участвуют в принятии решений. |
Ориентированность на правила и нормы, принятые в организации. | Ориентированность на конкретный заказ клиента. |
Относительная однородность персонала. | Многообразие персонала. |
Рабочий день четко фиксирован. | Рабочий день не ограничен. |
Иерархические взаимоотношения между членами организации. | Взаимоотношения разветвлены и не имеют четкой иерархии. |
Работа в помещении организации в течение определенных часов | Работа выполняется в любом месте и в любое время |
Почему же изменяется концепция организации? Потому, что развивается окружающий мир. Социальные, экономические, глобальные и технологические изменения формируют среду, в которой, чтобы добиться успеха, любая компания должна осваивать новые пути и способы достижения своих целей. Примерами таких метаморфоз могут служить «информационный взрыв», дальнейшая глобализация и рост требований, предъявляемых работником к своему рабочему месту. Однако, как бы ни изменялась концепция организаций, работа управленческого персонала и менеджмент вообще остаются важнейшим элементом деятельности любой компании [2].
Итак, современная организация – это сложная производственная экономическая и социальная система, для которой присущи вход и выход, сам процесс, цели, задачи, обратная связь и прочее [13].
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что под организацией понимается, прежде всего, группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий. Вместе люди и условия их деятельности образуют то, что называется организационной структурой. Кроме того, организацией также называют действия людей, направленные на создание такой структуры, обеспечение необходимых предпосылок ее функционирования и обновления [15].