Понятие социальной организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором – это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных социальных групп, члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью.
Итак, социальная организация – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.
Социальная организация обладает определенными признаками:
- существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия;
- наличием единой цели – оказание услуг, производство продукции и т.д.
- распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий [17].
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).
|
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера [4].
Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам:
1) нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
|
2) возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;
3) принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам [7].
Социальные организации могут быть: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные.
Кроме того, различают социальные организации по:
- отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
- самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые) [18].
Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства.
К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.
Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.
|
Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.
Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.
Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли [9].
С развитием цивилизации появлялись новые типы организаций. Тому способствовало возникновение индустриализации, социальной нестабильности, новых форм правления и всемирная глобализация. Типы организаций, которые возникли сравнительно недавно – это корпорации, синдикаты, профсоюзы и пр. А такие, как: госучреждения, клубы, лесничества и пр. – были известны задолго до них.
Типы организаций отличаются по причине их возникновения, целям, структуре. Их множество, но выделяют несколько основных разновидностей.
Основные типы социальных организаций: харизматические, тотальные, добровольные, бюрократические.
К первым относятся группы, управляемые сильным лидером, выделяющимся как личность. Отношения к членам данного объединения зависит от того, насколько близки они нему. Лидера, как правило, если не боготворят, то по крайней мере, высоко ценят. Ярчайший пример такого объединения – это Иисус Христос и его последователи, т.е. первая христианская община.
Добровольные организации никак не связаны с государственными органами, членство является абсолютно добровольным, образуются для удовлетворения определенных интересов членов организации. Самый яркий пример тому – профсоюзы.
К тотальным можно отнести государственные, религиозные, национальные и пр.
Административные (бюрократические) функционируют строго по установленным правилам, которые регламентируют распределение обязанностей между их членами. Имеется вертикаль управления. В таких организациях очень важно налаживать деловые связи между их участниками для успешного достижения целей общей деятельности. Пример социального института такого типа – правительство.
По рациональности в процессе достижения общих целей существуют такие типы организаций: рациональные и традиционные. К последним можно отнести, например, религиозные [21].
Социальная организация может быть также:
1) общественной – это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят общественные движения, политические партии;
2) деловой – благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия;
3) ассоциативной – возникает для взаимной реализации интересов. Это неформальные группы и клубы;
4) промежуточной – сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества [11].
Организационные системы социального пространства условно можно дифференцировать. Наиболее распространенная классификация отражает разделение социальных организаций на хозяйственные и нехозяйственные.
Нехозяйственные организации ориентированы на различные виды неэкономической деятельности, участвуют в системе социально-экономического взаимодействия только опосредованно в рамках своей внешней социальной среды.
Хозяйственные организации – это тип социальной организации, в той или иной степени связанный и реализующий непосредственную экономическую деятельность [3].
Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Гражданский кодекс РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих организаций, большая часть которых – хозяйственные организации, и некоммерческих организаций.
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 4) [10].
Рисунок 4 – Виды выпускаемой продукции
К хозяйственным организациям относятся:
- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.
- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д.
При этом юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в установленном порядке;
2) имеет расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6) выполняет возложенные обязанности;
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и ответчиком в суде.
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица [5].
Согласно ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматриваются следующие формы организаций:
1. Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
2. Некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов [1].
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:
1) доля уставного капитала (УК) МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% от УК МП;
2) предельные значения среднесписочной численности работников (без совместителей и работников несписочного состава) не должны превышать, чел.:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100;
- в сельском хозяйстве и инновационной деятельности – 60;
- в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании – 30;
- в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах
деятельности – 50.
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек [9].
Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире.
В таблице 2 представлен характер изменения отдельных параметров хозяйственных организаций [7].
Таблица 2 – Эволюция параметров хозяйственных организаций
Параметр | Временной период деятельности организаций | ||
Организации до ХХ в. | Современные организации | Прогноз развития организации | |
Общая картина мира организации | Малое количество крупных организаций. Отсутствие гигантских организаций | Большое количество крупных и гигантских организаций | Децентрализация управления. Наличие большого числа дочерних и зависимых фирм под контролем холдинговых фирм |
Характер управленческого труда | Не является существенной производительной силой | Является существенной производительной силой | Является основной производительной силой |
Основной метод управления | Организационно-распорядительный (регламент, приказ) | Экономический (премии, надбавки, удержания) | Социально-психологический |
Характер труда | Преобладание ручного и механизированного труда | Преобладание полу- и автоматизированного труда | Преобладание творческого (ручного) труда на базе искусственного интеллекта |
Преимущественные виды страхования | Имущество организации | Коммерческий риск и имущество организации | Профессиональная ответственность, имущество и интеллектуальная собственность |
Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
- по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
- по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
- по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
- по специализации производства: специализированное и универсальное;
- по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.
Хозяйственная организация может также классифицироваться по: размерам, форме собственности, принадлежности к отрасли, по сезонности.
Классификация по размерам: крупные; средние; малые и микро.
Хозяйственные организации по форме собственности:
1) групповая;
2) частная;
3) арендная;
4) общественная;
5) муниципальная;
6) государственная.
Классификация по отраслевой принадлежности: транспортные; торговые; сельскохозяйственные; промышленные.
Хозяйственные организации по сезонности:
- сезонным факторам подвержены;
- сезонным факторам не подвержены.
Кроме основных перечисленных, существует еще множество признаков, по которым можно было бы классифицировать хозяйственные организации.
Именно классификация группирует организации по общим, схожим признакам, а это позволяет в свою очередь анализировать деятельность и регулировать управление [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной динамичной экономике, когда ситуация на рынках быстро меняется, большое значение придается организационным процессам, протекающим в многообразной деятельности организаций. Невозможно в современном обществе эффективно управлять организациями, не понимая их сущности и закономерностей их развития.
Существуют различные трактовки термина «организация». В одном случае термин употребляется для обозначения деятельности по упорядочению элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Такое толкование близко к слову «организованность». В других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой.
В нашей работе нам было важно понять, что такое организация как объект, поскольку такое определение имеет ключевое значение для определения предмета менеджмента и теории организации.
Организация как объект – это форма объединения и сплочения людей для их коллективной совместной деятельности в рамках существующей структуры. Это система, которая призвана выполнять определенные функции и задачи.
В литературе в настоящее время сложилось представление об организации как о целенаправленной системе. Организация – это комплекс (или группа) людей, имеющих общую цель (или цели) и координирующих свои действия для ее достижения.
Социальная организация – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.
Социальные организации могут быть: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Кроме того, различают социальные организации по: отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые). Типы социальных организаций отличаются по причине их возникновения, целям, структуре. Основные типы: харизматические, тотальные, добровольные, бюрократические.
Хозяйственные организации – это тип социальной организации, в той или иной степени связанный и реализующий непосредственную экономическую деятельность. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли.
К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций; и неюридические лица всех форм. Выделяют формы хозяйственных организаций: коммерческие и некоммерческие. Хозяйственная организация может также классифицироваться по: размерам, форме собственности, принадлежности к отрасли, по сезонности.
Кроме основных перечисленных, существует еще множество признаков, по которым можно было бы классифицировать хозяйственные организации.
Именно классификация группирует организации по общим, схожим признакам, а это позволяет в свою очередь анализировать деятельность и регулировать управление.
Библиография
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров [Текст] / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 365 с.
3. Кузьмин А.В. Контроль хозяйственной организации в социальном пространстве общества [Текст] // Вестник Поволжского института управления. – 2014. – № 6 (45). – С. 120-125.
4. Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для бакалавров [Текст] / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 448 c.
5. Менеджмент: Учебник для бакалавров [Текст] / Под ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 645 с.
6. Ружанская Л.С. Теория организации: Учебное пособие [Текст] / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова; Под общ. ред. Л.С. Ружанской. – Екатеринбург: изд‑во Урал. ун‑та, 2015. – 200 с.
7. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие [Текст] / Э.А. Смирнов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 248 c.
8. Теория организации и организационное поведение: Учебник для магистров [Текст] / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 471 с.
9. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие [Текст] / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 c.
10. Виды и общие понятия хозяйственных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.standard-company.ru/standard-company33.shtml
11. Виды и типы организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://menedzhmenti.ru/org_obekt_menedgmenta/page14/index.html
12. Классификация организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/34769/klassifikatsiya-organizatsiy
13. Организация как объект менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/4970/organizatsiya-kak-obyekt-menedjmenta
14. Организация: понятие, классификация и виды организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html
15. Понятие и сущность организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.market-pages.ru/problemimenedg/6.html
16. Понятие и сущность организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://menedzhmenti.ru/org_obekt_menedgmenta/page12/index.html
17. Социальная организация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/37509/sotsialnaya-organizatsiya
18. Социальные организации, их типы и виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-organizacii.html
19. Сущность организации и ее основные признаки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orgmanagement.ru/shpora/page204.html
20. Сущность организации, ее элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://manageconom.ru/org-theory/the-organization.htm
21. Типы организаций в современном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/35312/tipyi-organizatsiy-v-sovremennom-obschestve