ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ




 

Понятие социальной организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором – это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных социальных групп, члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью.

Итак, социальная организация – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.

Социальная организация обладает определенными признаками:

- существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия;

- наличием единой цели – оказание услуг, производство продукции и т.д.

- распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий [17].

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера [4].

Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам:

1) нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

2) возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;

3) принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам [7].

Социальные организации могут быть: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные.

Кроме того, различают социальные организации по:

- отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

- самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые) [18].

Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства.

К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.

Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.

Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли [9].

С развитием цивилизации появлялись новые типы организаций. Тому способствовало возникновение индустриализации, социальной нестабильности, новых форм правления и всемирная глобализация. Типы организаций, которые возникли сравнительно недавно – это корпорации, синдикаты, профсоюзы и пр. А такие, как: госучреждения, клубы, лесничества и пр. – были известны задолго до них.

Типы организаций отличаются по причине их возникновения, целям, структуре. Их множество, но выделяют несколько основных разновидностей.

Основные типы социальных организаций: харизматические, тотальные, добровольные, бюрократические.

К первым относятся группы, управляемые сильным лидером, выделяющимся как личность. Отношения к членам данного объединения зависит от того, насколько близки они нему. Лидера, как правило, если не боготворят, то по крайней мере, высоко ценят. Ярчайший пример такого объединения – это Иисус Христос и его последователи, т.е. первая христианская община.

Добровольные организации никак не связаны с государственными органами, членство является абсолютно добровольным, образуются для удовлетворения определенных интересов членов организации. Самый яркий пример тому – профсоюзы.

К тотальным можно отнести государственные, религиозные, национальные и пр.

Административные (бюрократические) функционируют строго по установленным правилам, которые регламентируют распределение обязанностей между их членами. Имеется вертикаль управления. В таких организациях очень важно налаживать деловые связи между их участниками для успешного достижения целей общей деятельности. Пример социального института такого типа – правительство.

По рациональности в процессе достижения общих целей существуют такие типы организаций: рациональные и традиционные. К последним можно отнести, например, религиозные [21].

Социальная организация может быть также:

1) общественной – это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят общественные движения, политические партии;

2) деловой – благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия;

3) ассоциативной – возникает для взаимной реализации интересов. Это неформальные группы и клубы;

4) промежуточной – сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества [11].

Организационные системы социального пространства условно можно дифференцировать. Наиболее распространенная классификация отражает разделение социальных организаций на хозяйственные и нехозяйственные.

Нехозяйственные организации ориентированы на различные виды неэкономической деятельности, участвуют в системе социально-экономического взаимодействия только опосредованно в рамках своей внешней социальной среды.

Хозяйственные организации – это тип социальной организации, в той или иной степени связанный и реализующий непосредственную экономическую деятельность [3].

Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Гражданский кодекс РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих организаций, большая часть которых – хозяйственные организации, и некоммерческих организаций.

Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 4) [10].

 


Рисунок 4 – Виды выпускаемой продукции

 

К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.

- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д.

При этом юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица [5].

Согласно ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматриваются следующие формы организаций:

1. Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2. Некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов [1].

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:

1) доля уставного капитала (УК) МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринима­тельства, не должна превышать 25% от УК МП;

2) предельные значения среднесписочной численности ра­ботников (без совместителей и работников несписочного соста­ва) не должны превышать, чел.:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100;

- в сельском хозяйстве и инновационной деятельности – 60;

- в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании – 30;

- в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах
деятельности – 50.

Хозяйственные организации с численностью, существенно мень­шей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудитор­ская фирма с численностью персонала шесть человек [9].

Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире.

В таблице 2 представлен характер изменения отдельных параметров хозяйственных организаций [7].

 

Таблица 2 – Эволюция параметров хозяйственных организаций

Параметр Временной период деятельности организаций
Организации до ХХ в. Современные организации Прогноз развития организации
Общая картина мира организации Малое количество крупных организаций. Отсутствие гигантских организаций Большое количество крупных и гигантских организаций Децентрализация управления. Наличие большого числа дочерних и зависимых фирм под контролем холдинговых фирм
Характер управленческого труда Не является существенной производительной силой Является существенной производительной силой Является основной производительной силой
Основной метод управления Организационно-распорядительный (регламент, приказ) Экономический (премии, надбавки, удержания) Социально-психологический
Характер труда Преобладание ручного и механизированного труда Преобладание полу- и автоматизированного труда Преобладание творческого (ручного) труда на базе искусственного интеллекта
Преимущественные виды страхования Имущество организации Коммерческий риск и имущество организации Профессиональная ответственность, имущество и интеллектуальная собственность

 

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

- по времени действия: бессрочные и времен­ные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

- по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возмож­ность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

- по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;

- по специализации производства: спе­циализированное и универсальное;

- по номенклатуре выпуска продук­ции: монономенклатурное и многономенклатурное про­изводство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.

Хозяйственная организация может также классифицироваться по: размерам, форме собственности, принадлежности к отрасли, по сезонности.

Классификация по размерам: крупные; средние; малые и микро.

Хозяйственные организации по форме собственности:

1) групповая;

2) частная;

3) арендная;

4) общественная;

5) муниципальная;

6) государственная.

Классификация по отраслевой принадлежности: транспортные; торговые; сельскохозяйственные; промышленные.

Хозяйственные организации по сезонности:

- сезонным факторам подвержены;

- сезонным факторам не подвержены.

Кроме основных перечисленных, существует еще множество признаков, по которым можно было бы классифицировать хозяйственные организации.

Именно классификация группирует организации по общим, схожим признакам, а это позволяет в свою очередь анализировать деятельность и регулировать управление [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной динамичной экономике, когда ситуация на рынках быстро меняется, большое значение придается организационным процессам, протекающим в многообразной деятельности организаций. Невозможно в современном обществе эффективно управлять организациями, не понимая их сущности и закономерностей их развития.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одном случае термин употребляется для обозначения деятельности по упорядочению элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Такое толкование близко к слову «организованность». В других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой.

В нашей работе нам было важно понять, что такое организация как объект, поскольку такое определение имеет ключевое значение для определения предмета менеджмента и теории организации.

Организация как объект – это форма объединения и сплочения людей для их коллективной совместной деятельности в рамках существующей структуры. Это система, которая призвана выполнять определенные функции и задачи.

В литературе в настоящее время сложилось представление об организации как о целенаправленной системе. Организация – это комплекс (или группа) людей, имеющих общую цель (или цели) и координирующих свои действия для ее достижения.

Социальная организация – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.

Социальные организации могут быть: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Кроме того, различают социальные организации по: отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые). Типы социальных организаций отличаются по причине их возникновения, целям, структуре. Основные типы: харизматические, тотальные, добровольные, бюрократические.

Хозяйственные организации – это тип социальной организации, в той или иной степени связанный и реализующий непосредственную экономическую деятельность. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций; и неюридические лица всех форм. Выделяют формы хозяйственных организаций: коммерческие и некоммерческие. Хозяйственная организация может также классифицироваться по: размерам, форме собственности, принадлежности к отрасли, по сезонности.

Кроме основных перечисленных, существует еще множество признаков, по которым можно было бы классифицировать хозяйственные организации.

Именно классификация группирует организации по общим, схожим признакам, а это позволяет в свою очередь анализировать деятельность и регулировать управление.

 


 

Библиография

 

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров [Текст] / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 365 с.

3. Кузьмин А.В. Контроль хозяйственной организации в социальном пространстве общества [Текст] // Вестник Поволжского института управления. – 2014. – № 6 (45). – С. 120-125.

4. Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для бакалавров [Текст] / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 448 c.

5. Менеджмент: Учебник для бакалавров [Текст] / Под ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 645 с.

6. Ружанская Л.С. Теория организации: Учебное пособие [Текст] / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова; Под общ. ред. Л.С. Ружанской. – Екатеринбург: изд‑во Урал. ун‑та, 2015. – 200 с.

7. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие [Текст] / Э.А. Смирнов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 248 c.

8. Теория организации и организационное поведение: Учебник для магистров [Текст] / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 471 с.

9. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие [Текст] / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 c.

10. Виды и общие понятия хозяйственных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.standard-company.ru/standard-company33.shtml

11. Виды и типы организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://menedzhmenti.ru/org_obekt_menedgmenta/page14/index.html

12. Классификация организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/34769/klassifikatsiya-organizatsiy

13. Организация как объект менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/4970/organizatsiya-kak-obyekt-menedjmenta

14. Организация: понятие, классификация и виды организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html

15. Понятие и сущность организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.market-pages.ru/problemimenedg/6.html

16. Понятие и сущность организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://menedzhmenti.ru/org_obekt_menedgmenta/page12/index.html

17. Социальная организация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/37509/sotsialnaya-organizatsiya

18. Социальные организации, их типы и виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-organizacii.html

19. Сущность организации и ее основные признаки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orgmanagement.ru/shpora/page204.html

20. Сущность организации, ее элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://manageconom.ru/org-theory/the-organization.htm

21. Типы организаций в современном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/35312/tipyi-organizatsiy-v-sovremennom-obschestve



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: