Уроки 56–57. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Организационная структура урока




Уроки 56–57. П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки, нравственному воспитанию учащихся; прививать интерес к творчеству П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека
Планируемые результаты
Предметные: научатся: сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идее произведения на основе характеров главных героев; работать в группе Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Дома вы перечитали сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Перед каждым на парте лежит листок с текстом, в котором пропущены некоторые слова, восстановите их Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились, стараясь передать свои чувства, свое отношение к героям. Карточка. Так и стали жить вместе, дед ____________, _______________ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _________________ уходил, Дарёнка в избе _______________, похлебку да ________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________. К вечеру соберутся, и ______________ им. Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело. Выполняют взаимопроверку по шаблону: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – В некотором царстве, некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили: это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя. – Скажите, что вы чувствуете, когда слышите или произносите слово «добро», какие ассоциации возникают? – Назовите пословицы о добре, которые вы знаете. – Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ. А значит, оно очень важно для людей. – А вот какое добро важнее для человека, мы и выясним сегодня. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Расшифруйте запись на доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк. Что связывает все эти слова? – Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях Бажову. – Что именно мы можем о них сказать? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. Добрый волшебник с Урала Павел Петрович Бажов, Чтобы нам скучно не стало, Сказочный отпер засов. Только засов отворился, В сказку открылась нам дверь, Запах лесов заструился, В мир ты волшебный поверь!* – Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козлик. Это герои сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».     – Описать внешность, характер, поступки героев Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над жанром произведения Беседа по содержанию сказа. – Прочитайте характеризующие Дарёнку слова и выражения, которые вы выписали дома. – Как по-новому раскрывается перед нами образ девочки? – Допишите в тетрадь характеристику Дарёнки.   – Каков Кокованя? – Что нового узнали о старике Коковане? Допишите в тетрадь характеристику Коковани. – Что вас особенно поразило в сказе? – Как вы думаете, почему история о Серебряном копытце – сказ, а не сказка? – Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа. – Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку: «Сказ – рассказ – сказка». – Назовите еще слова с таким же корнем. – Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях Бажову Учащиеся читают характеристику старика.     – Дарёнка – добрая, отзывчивая, аккуратная, хозяйственная, работящая, любит слушать сказки. – Кокованя – справедливый, добрый, честный, простой, мудрый.     – Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова, произведения Д. Шергина.     – Сказочник, рассказывать, присказка, подсказка. – Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл. – Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
IV. Характеристика героев произведения Организует работу по составлению портретных характеристик героев произведения. – Назовите главных героев сказа. – Давайте дадим характеристику Дарёнке и Коковане. Охарактеризуем главных героев по плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Заполняйте таблицы ручкой, работайте в парах. – Для раскрытия пункта «Черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать: эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.   – Кто готов прочитать свою характеристику Дарёнки и Коковани по пунктам? – Что общего вы заметили в их описании? – Опишите волшебных животных Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Делятся впечатлениями. Заполняют таблицы. Работают в парах.
План Дарёнка Кокованя
1. Семейное положение Сирота Одинокий
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишко пуговкой Старик большой да бородатый
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать

– Дарёнка и Кокованя – одинокие, ценят красоту, природу.

– Кошка Мурёнка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

– Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стожках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Самостоятельная работа Проводит тест по теме урока (см. ресурсный материал). – Выберите правильный ответ Выполняют тест. Выбирают правильные ответы Принимать и сохранять учебную задачу
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ или выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал. Подобрать пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказе. Сделать рисунок к сказу Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Поделитесь своим мнением о сказе. Что понравилось особенно? – Что поучительного взяли для себя? – Какую цель ставили на урок? Достигли цели?   – Чему нас учат герои Павла Бажова? – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? – Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо? – Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? – Какими же мыслями хотел поделиться со своими читателями Павел Петрович Бажов? – Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   – Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности. – Герои учат доброте, чуткости.     – П. П. Бажов много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми тот славился, и ценил в людях доброту, честность и упрямство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами. Его произведения переведены почти на все языки мира. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: