Тема 1.7
Философия Нового времени
План:
1. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.
2. Немецкая классическая философия.
Эмпиризм и рационализм в Новоевропейской философии.
Течение
| Главные представители
| Основные идеи
|
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее главным источником и критерием научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных.
| Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.)
«Новый Органон»; «Новая Атлантида».
| - Родоначальник эмпиризма и основоположник опытной науки Нового времени;
- «Знание – сила» - афоризм выражает веру в силу человеческого разума и всесилие науки;
- Разработал метод индукции (движение от единичного к общему);
- «Учение об идолах». Идолы – препятствия на пути познания: идолы рода – ошибки, обусловленные самой природой человека; идолы пещеры – ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, образования, воспитания; идолы площади – ошибки, порождаемые речевым общением; идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением воззрений.
|
Джон Локк (1632-1704 гг.)
«Опыт о человеческом разумении»
| - Единственный источник всех человеческих идей – опыт;
- Крупнейший представитель сенсуализма – философского течения, согласно которому источником знаний являются ощущения;
|
Джордж Беркли (1685-1753 гг.)
| - Все ощущения субъективны;
- «Быть – значит быть воспринимаемым».
|
Дэвид Юм (1711-1776 гг.)
| - Человек не может выйти за рамки опыта;
- Человек может исследовать лишь содержание своего сознания, но не внешний мир;
- Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления, - непознаваемы.
|
Рационализм – направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений.
| Рене Декарт (1596-1650 гг.)
| - Основоположник рационализма;
- «Мыслю, следовательно, существую» - абсолютно можно быть уверенным только в собственном существовании;
- Учение о врожденных идеях;
- Механистическое объяснение души;
- Деизм – концепция, согласно которой Бог сотворил мир, но затем мир развивается без участия и вмешательства Бога
|
Бенедикт Спиноза (1623-1677 гг.)
«Этика»
| - Сторонник пантеизма;
- Анализ содержания нашего сознания дает нам истину о мире и наоборот, познавая мир, мы познаем свое сознание.
|
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)
| - Учение о монадах (принцип многообразия основ бытия);
- Сведение законов мира к законам мышления.
|
Немецкая классическая философия.
Представители
| Главные работы
| Основные идеи
|
Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
| «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения»
| · Агностицизм – отрицание возможности познания мира;
· «Вещь в себе» – часть мира, закрытая для человеческого понимания;
· Категорический императив «Поступай так, что бы ты относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству».
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)
| «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права»; «Философия природы»
| · Основа мироздания Мировой (Абсолютный) Дух;
· В своем развитии Абсолютный Дух проходит три стадии: 1) Идея-в-себе (Логос); 2) Идея-в-ином (Природа); 3) Идея-в-себе-и-для-себя (Дух);
· Сформулировал понятие о диалектики как основополагающем законе развития и существования Мирового Духа;
· «Все разумное – действительно, все действительное – разумно» - законы разума и маара совпадают.
· Систематизировал развитие мировой классической философии.
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.)
| «Наукоучение»
| · Единственная реальность – субъективное человеческое Я;
· «Я» образует «не-Я», т.е. внешний мир.
|
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.)
| «Система трансцендентального идеализма»; «О сущности человеческой свободы»
| · Осмысление первоначал бытия и мышления;
· Природа – это единство субъективного и объективного; вечный разум; целостный организм, обладающий одушевленностью.
|
Тема 1.8
Современная западная философия.
План:
1. Общая характеристика современной западной философии.
2. Основные направления и школы.
Философское течение
| Крупнейшие представители
| Главные идеи
|
Волюнтаризм
| Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости».
| - «Жизнь – это плесень на одном из шаров».
- Мир неподконтролен разуму, а подчиняется воле.
- Воля – идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
- Человек – это сгусток вожделений, его постоянно мучает ненасытная жажда, хотение, которое он никогда не сможет полностью удовлетворить.
- Неудовлетворенные желания приносят страдания.
- Страдание – это постоянная форма проявления жизни.
- Привнес в философию тему трагичности бытия отдельного человека и человечества в целом.
|
Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин».
| - Жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека.
- Задача философии – помочь человеку приспособиться к жизни («падающего – толкни», «воля к власти», «переоценка ценностей», «Бог умер»).
|
Марксизм
| Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология».
| - Материалистическое понимание истории; идея преобразования мира.
- Учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе.
- Диалектический материализм – признание первичности материальных процессов перед духовными.
|
Прагматизм
| Чарлз Сандерс Пирс(1839-1914 гг.).
Уильям Джеймс (1842-1910 гг.)
Джон Дьюи(1859-1952 гг.)
| - Мышление - вид приспособительной функции организма.
- «Мир есть то, что мы из него делаем».
- Истинно то, во что удобнее верить.
|
Позитивизм и неопозитивизм
| Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии».
Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер.
| - Философское знание должно быть точным и достоверным.
- При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук.
- Философия должна исследовать только факты, а не их причины.
- Философия не должна иметь оценочного характера.
- Философия должна занять конкретное место среди прочих наук, а не возвышаться над ними.
|
Экзистенциализм
| Серен Кьеркегор (1813-1855).
Николай Бердяев (1874-1948).
Карл Ясперс (1883-1969).
Жан-Поль Сартр (1905-1980).
Альбер Камю (1913-1960)
| - В центре внимания философии лежит проблема сущности человеческой жизни.
- Смысл существования заключен в самом существовании.
- Этот смысл скрыт от человека повседневностью и обнаруживается только в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью.
|
Психоанализ
| Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Адлер, Юнг, Фромм, Райх.
| - Бессознательное – это психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени его контролирует.
- Основные противоречия человеческого существования: матриархат и патриархат; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие.
- Задача философии – помочь человеку эти проблемы решить.
|