Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»




 

Гаврилов достигает удивительной силы цветового решения в передаче «бликующих» солнечных рефлексов, единых вибраций воздуха, воды и пространства. Непосредственность этюдного впечатления превращается в картинный образ полного слияния человека с миром природы.

Еще одним признаком принадлежности картины этого выдающегося художника к импрессионистическому течению, является то, что написана она на планере, и близка к жанру пейзажа. Это не мир тесной и пыльной студии, а мир солнца, ветра, свежего воздуха. В пространстве этого произведения большое место отведено светло-голубой лазури неба и покрытому бликами разливу реки. Но, на переднем плане, все же, оказывается венец природы – человек, прекрасная молодая женщина. И в целом картина уравновешенна, гармонична. Меньшие темные формы, уравновешивают крупные и светлые. Ориентация полотна – горизонтальная.

Главные выразительные средства, использованные художником – свет и перспектива. Ощущение свежести точно передано в движении: движении волн, движении ветра, что развивает юбку и блузку на девушке, ее волосы и белье в лодке. Так что в целом резкие и яркие штрихи Гаврилова придает картине живописности, динамичности. Ее же усиливает и мазок: проявляется рельефность, неровность красочного слоя, его пластичность, подчеркивающая объемность и материальность изображаемого, композицию картины. Живописность «Свежего дня» предполагает примат колорита - цветовой, тональной среды - в пространстве создаваемой Гавриловым композиции над предметом, объектом. Такой прием свойствен изобразительной поэтики. Именно поэтичность, романтизм произведения сделали его столь любимым для много поколения поклонников творчества Владимира Гаврилова. [3]

Воздушная перспектива основана на зрительном восприятии системы передачи удаленных предметов, что включает в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей горизонта на заднем плане, уменьшение яркости цвета.

Фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотне создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления. Зрителю, смотрящему на картину «Свежий день», кажется, что он вот-вот ощутит запах речного воздуха и легкие покачивание дна лодки под ногами.

Чтобы составить себе целостное представление о картине Гаврилова, следует смотреть на нее с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение той самой динамики, внутренней энергии картины, ее ритма во времени. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Поэтому на картине трудно выделить четкую композицию, она лишь является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.

Характерно для смелого стиля Владимира Гаврилова и сочетание нескольких жанров, в данном случае пейзажа и портрета. И если о первом мы сказали достаточно много, то портрет пока упомянули лишь вскользь. Лицо девушки на картине «Свежий день» рассмотреть сложнее, нежели ее фигуру и одежду. Главным, привлекающим внимание, элементом рисунка является улыбка молодой натурщицы, скромная и свободная одновременно. Во всей позе: прямой спине, немного склоненном туловище, поднятыми и запрокинутыми над головой, обнаженными до локтя, руками, присутствует тоже свежей движение, энергия молодого тела, настроение бодрости, радости, стремление вперед. Этот образ современной героини очень близок французским классикам импрессионизма, он перекликается с очаровательными парижанками П. Ренуара, грациозными балерины, барменши, барышнями из предместья Э. Мане.[4] А в произведении, принадлежащем кисти Гаврилова – это простая и естественная жительница средней полосы России, современница автора. В ней нет жеманства или наигранного кокетства, наоборот ее прелесть – это не подавляемая стихия женственности и чистоты, подчеркнутая светлыми тонами развеваемого одеяния. Портрет в импрессионистическом стиле требует значительного мастерства от художника, которое и проявил Владимир Николаевич.

В период своей учебы Гаврилов изучал технику написания и стиль многих отечественных и зарубежных художников, в частности он посвятил много времени творчеству легендарного русского художника Василия Сурикова. Образ Сурикова стал темой дипломной работы Владимира Гаврилова. Результатом долгой и кропотливой работы, изучения исторического материала стало полотно «В.И. Суриков». Однако стиль русского классика мало повлиял на работу Гаврилова, и в частности на картину «Свежий день». Некая схожесть прослеживается лишь в портретах Сурикова, что хранились раньше в провинциальных музеях, набросках и эскизах, редко покидающих запасники. Это преимущественно женские портреты, написанные в светлой, приподнятой атмосфере, без традиционной мрачности, историзма и политически корректного патриотизма Сурикова. Исходя из этого, можно утверждать, что у Гаврилова не было прямых учителей и предшественников в русской пейзажной и портретной живописи. Наставники Гаврилова - И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и другие, лишь направляли развивающееся дарование своего ученика, формируя его вкус и художественное видение. Стиль Владимира Николаевича самобытен и прогрессивен, а символом и апогеем данного стиля стал «Свежий день».

Главная идея картины Гаврилова «Свежий день» - гуманистическая и жизнеутверждающая, это яркий эмоциональный гимн жизни, свободе и красоте, не загнанным в узкие рамки идеологии, а вольным, подвластным лишь природе и способным появится на короткий момент под кистью живописца. Однако в картине нет советской мажорности, поддельного позитивизма, свойственно большинству более поздних произведений русских художников Союза, что писали броские, кричащие полотна, предназначенные для художественно-пропагандистских мероприятий.[5]

Художественный мир «Свежего дня» это не идеализированный образ мира, а впечатление от мира реального объективного, живущего по своим эстетическим законам и правилам. Гаврилов лишь передал свое впечатление в свойственной ему живой и неподражаемой манере.

Особенность, неподражаемость этой картины объясняется тем, что Искусство этого времени неоднозначно и многослойно. В массовом сознании оно представлено хрестоматийными полотнами Александра Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Лактионова. Но помимо социально ангажированного искусства, утомившего всех тематикой великих строек и мудрых вождей, всегда существовало и романтическое направление живописи, так называемый «соцреализм с человеческим лицом» или «советский импрессионизм».

Такое искусство в большей степени, чем официальное, способно передать неуловимую атмосферу эпохи 1950-70-х. Поскольку за сюжетами картин стояли обычные люди, их надежды и мечты, восхищение красотой родной природы. А художники в силу высокого профессионализма, традиционного для русской школы живописи, зачастую выходили за рамки идеологических штампов. Спокойное и самодостаточное, задумчивое и лиричное и сегодня кажется современным и гуманистичным.

Сегодня, непосредственность и искренность, присущая работам советского периода, выглядит особенно актуально. К таким непосредственным, картинам принадлежит и знаменитая работа заслуженного мастера русской живописи Юрия Петровича Кугача «Перед танцами», написанная вскоре после «Свежего дня» Гаврилова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: