Содержание
Введение
1. Сюжет и история написания картины В.Н. Гаврилова «Свежий день»
2. Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»
3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»
4. Произведение «Перед танцами» как образец советской портретной живописи
Заключение
Список источников литературы
Введение
Живопись - одна из форм общественного сознания. В основе ее лежит художественно-образное отражение действительности.
Живопись познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии.
Познавательная роль живописи, как одного из древнейших видов искусства сближает ее с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять содержание жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем явлении наиболее характерной и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном итоге связано со стремлением превратить и усовершенствовать ее.
Но в отличие от науки живописное искусство выражает истину не в абстрактных понятиях, а в полных жизнь конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых личностно-характерных формах.
И каждая эпоха привносит нечто свое, неповторимое в живопись, создает особую атмосферу. Поэтому сама живопись поделена теоретиками на различные исторические школы и стили. Прошлый век в России был ознаменован бурными историческими событиями, что породили новое государство – Советский Союз. Живопись этого государства часто служила политике, но истинные художники писали не для политической пропаганды, а для человечества, для будущих поколений, передавали красоту реальности и реалистичность в красоте. Поэтому в данной работе мы и сравним две картины советской реалистической школы: полотно В.Н. Гаврилова «Свежий день» и Ю.П. Кугача «Перед танцами», что стали достоянием всемирной культуры. Заглянем в недалекое прошлое и оценим наше недавнее, сравнительно новое культурное наследие. Нашей целью является анализ содержания, идеи этих картин и использованных при написании выразительных средств живописи.
|
Сюжет и история написания картины В. Н. Гаврилова «Свежий день»
Картина «Свежий день» была написана русским живописцем и графиком Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1958 году. Художник работал в традициях русской реалистической школы и стал одним из наиболее ярких советских художник 50-60-х годов прошлого века, основоположников советского импрессионизма. Он родился в 1923 году. Учился в Московской средней художественной школе в 1939–1942 у В.В. Почиталова; затем – в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (МГХИ) в 1945–1951 у С.В.Герасимова, В.В. Почиталова, В.П. Ефанова, А.М. Грицая. Преподавал в МГХИ (1968–1970). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Москве. Среди знаменитых его полотен «Молодые изыскатели», «Теплый вечер», «Холодный день», «Радостный март» и, конечно де «Свежий день». [1]
Тематика картин Гаврилова всегда была разнообразна. Но в них отражалась повседневная и поэтическая действительность: пейзажи, яркие эмоции и настроения людей. Свободная темпераментная манера письма, насыщенный колорит придавали всем его работам эмоциональности и лиричности. Именно такова и картина «Свежий день». Этот шедевр принес мировую славу своему создателю. Картина была награждена золотой медалью на выставке Венского Фестиваля в 1959 году.
|
Вторая половина 1950-х годов – время «оттепели», ставшее для В.Н. Гаврилова периодом формирования индивидуального живописного стиля. «…Перемены в общественной жизни страны происходили на наших глазах», – писал художник, отмечая, что «восхищение жизнью и красотой – это чувство вечно как жизнь». Картина «Свежий день» была написана на «Академической даче» – месте близ города Вышний Волочек Тверской области, где художники работали на пленэре.
Сюжет картины на первый взгляд очень прост: утро, среди поддернутой рябью поверхности реки колышется лодка, а в ней стоит девушка. Легкий ветер играет ее одеждой, волосами, выбившимися из-под косынки, которые она пытается собрать руками. На краю и дне лодки развивается небрежно белая ткань, вдалеке виднеется темно-зеленая линия берега. На воде играют блики солнечного света: все дышит свежестью, молодостью, новизной и робким теплом. На лице девушки застыла улыбка, глаза прикрыты. И сложно определить точно – просто ли совершает героиня картины прогулку на реке в выходной день или же стирает в прохладных речных водах. Здесь отдых пассивен, а работа приятна, легка, один кадр из жизни передает все ее гармонию.[2]
Именно благодаря царящей в период написания картины политической «оттепели» Владимир Николаевич смог написать не просто картину «трудовых будней» в стиле соцреализма, а классический образец импрессионизма.
|
О принадлежности «Свежего дня» к этому направлению живописи свидетельствуют его конструкция и композиция. Произведение написано маслом на холсте, размером 99 на 173 см. Мазки крупные, неравномерный и яркие – именно таким образом в XIX веке художники-импрессионисты (от французского impression - впечатление) начали передавать все многообразие окружающего мира, все краски действительности. Картине присуща пастозность художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои. Большой размер мазков и определяет особенность социалистического русского импрессионизма, ведь традиционный французский стиль чаще прибегал к мазкам мелким, незаметным.
Темных тонов нет, все цвета светлые яркие: ослепительно-белый, желтый, бежевый, розовый и другие. Даже острова на линии горизонта изображены темно-зеленой, но не черной краской. Широко применяется рефлекс – отсвета от неба на водную гладь, фигуру девушки.