ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 «»
Составитель:
МО учителей начальных классов
Г. Сокол
Учебный год
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю.
Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа.
Региональный компонент реализуется за счет введения в содержание предмета тем:
Жанры живописи. Рисование зимнего пейзажа нашего края по этапам.
Декоративное панно.
Твоя мастерская : панно из природного материала родного края.
Волшебство акварели. |
. Рисование осеннего леса в технике отпечатка.
Мастер иллюстрации И. Билибин. |
Рисование иллюстрации к сказке «Птички Рукавички» В. Белова.
Учимся видеть. «Русский музей». Картины Вологодских художников.
Русские традиции. Пасха. Роспись пасхального яица.
Проект. Изготовление праздничной открытки ветеранам к Дню Победы.
№ | Темы | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Жанр натюрморта. Выполнение наброска натюрморта с натуры. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы на стр. 5 учебника (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Выполнить задания на стр. 6-7 учебника (П). На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н). Выполнить задания на стр. 8-9 и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по воображению. | |
Разница в изображении природы в разное время года. Пропорции и перспектива. Барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. РК:Рисование зимнего пейзажа родной природы по этапам. | ||
Исторический и батальный жанры в живописи. Образ человека в традиционной культуре. Портрет друга в старинном костюме. | Иметь представление ('Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10-15 учебника (Н). Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, (П). | |
_ | Жанр портрета. Бытовой и анималистический жанры. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Рисование по памяти животного в движении, наиболее характерном для него. | |
Практическое овладение основами цветоведения. Цветовой круг. Цветовая гамма.. Цветик – семицветик. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Выполнить задания на стр. 16 учебника (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н). Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить задания на стр. 16-17 учебника (Н). Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами на стр. 19 учебника (П). | |
Цветовая гамма. Эмоциональные возможности цвета. Штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Подготовка фона для панно «В джунглях». | ||
Цветовая гамма. Передача с помощью цвета характера персонажей, их эмоциональных особеннотей. Работа цветными карандашами. Панно «В джунглях». | ||
Декоративное панно. Силуэт. Изготовление по шаблону попугайчиков для панно «Веселые попугайчики». | Иметь представление о декоративном панно (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П). Изучить материалы на стр. 21 учебника и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П) | |
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Декоративное панно. Коллективная работа «Веселые попугайчики». | ||
Декоративное панно. Поиск композиции. Роль контраста в композиции (большое и маленькое, тёмное и светлое). Подбор и закрепление деталей. РК: панно из природного материала родного края. | ||
Овладение основами художественной грамоты (тон, форма, светотень). Штриховка, её насыщенность, распределение светотени. Тренировочные упражнения. | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на стр. 22 учебника (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника) (Н). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана). | |
Сходство и контраст форм. Этапы выполнения штриховки геометрических тел: цилиндр, пирамида. Тренировочные упражнения. | ||
Простые геометрические формы. Тон, форма, светотень. Рисование с натуры по схеме.. Натюрморт из геометрических тел. | ||
Жанр портрета. Люди и их лица. Пропорции человеческого лица. Рисование лица человека. | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Выполнить задания на стр. 24-25 учебника (Н). Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26-27 учебника) (П). Выполнить задания на стр. 26-27 учебника (П). Выполнить задание «Семейный портрет» (П). | |
Люди и их лица. Эмоциональная и художест-венная выразительность персонажей. Приметы возраста.Мимика. Рисование лица спокойного мальчика, его дедушки и веселого друга. | ||
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Люди и их лица. Приметы возраста., мимика. Коллаж «Семейный портрет» | ||
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Золотая Хохлома. Особенности и этапы работы над орнаментом. Рисование орнамента. | Знать историю и особенности хох- ломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров (Н). Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном (П). | |
Народные промыслы: Золотая Хохлома. Роспись шкатулки в технике хохломы. | ||
Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Плетёные орнаменты. Звериный стиль. Рисование кельтской «плетенки». | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). Изучить материал и выполнить задания на стр. 31 учебника (П). | |
Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Техника отпечатка. РК:Рисование осеннего леса в технике отпечатка. | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на стр. 32-33 в учебнике. | |
Выдающиеся представители народов России. Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Графическая работа «Фантастическое древо » с использованием разных видов штриховки. | Иметь представление о тврчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П). Ответить на вопросы на стр. 34-35 учебника. Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево». Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на стр. 36-37 в учебнике («Дневрерусский витязь и девица-красавица») (П). | |
Мастер иллюстрации И. Билибин. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве. Панно «Дневрерусский витязь и девица-красавица» | ||
Мастер иллюстрации И. Билибин. Понятие о синтетическом характере народной культуры (сказки). РК: Рисование иллюстрации к сказке «Птички Рукавички» В. Белова. | ||
Истоки декоративно – прикладного искусства. Древнерусская книга. Украшение рукописных книг. Написание своего имени в кириллице и украшение первой буквы. | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Выполнить задания на стр. 39 учебника (Н). Коллективная работа «Кириллица». | |
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Украшение древнерусских книг. Коллективная работа «Список класса». | ||
Материалы скульптуры, основные темы и их роль в создании образа. Коллективная работа: «Изготовление фигурок персонажей к кукольному спектаклю по сказу П. Бажова». Сцена 1: «Кокованя, Даренка и Мурёнка в избе». | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П). Ответить на вопросы на стр. 40-41 учебника (Н). Коллективная работа: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П). | |
Элементарные приемы работы с пластилином.Коллективная работа: «Изготовление фигурок персонажей к кукольному спектаклю по сказу П. Бажова». Сцена2: «По дороге на заимку.» | ||
Объем – основа языка скульптуры. Коллективная работа: «Изготовление фигурок персонажей к кукольному спектаклю по сказу П. Бажова». Сцена 3: «Встреча Дарёнки с Серебряным Копытцем» | ||
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Коллективная работа Апробация декораций и подвижность персонажей к кукольному спектаклю по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | ||
- | Заочная экскурсия: Ведущие художественные музеи России. «Русский музей». РК:Картины Вологодских художников. | Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50-57 учебника). Выполнять своими руками подарки и сувениры родным и близким к праздникам (П). |
Проект: "Изготовление праздничной открытки ветеранам к Дню Победы". | ||
Русские традиции. Пасха. РК: Роспись пасхального яйца. | ||
Итоговая контрольная работа. | ||
Обобщение и систематизация знаний. | ||
ИТОГО: 34 часа |