Богословско-эстетические основы византийского искусства. Специфика основных средневековых категорий Востока и Запада.
Компоненты:
1) Зрелищный (пластический образ). Основа античное искусство (достояние средиземноморских народов).
-Чувство зримости и обозримости + категория телесного (два начала античной системы).
2) Словесный образ (слово). Библейская тематика. Восходит к иудаизму.
-Мир Библии. Интонация пронзительности и потрясённости.
3) Эмоциональный (эмоция). Экспрессия и догматизм Востока.
-Властное духовное начало, аскетизм (истоки – Сирия).
-Суггестивный (внушаемый) характер.
Различия Востока и Запада
Восток | Запад | |
Понятие образа | -цель: преобразовать мир. -«образ»=икона -источник информации об абсолютном | -«образ»=картина -книга для неграмотных, поучающая, наставляющая, рассказывающая |
Понятие культуры | -консервативность -античное наследие | -динамичность -поиск утраченного идеала |
Политическое устройство | -цезаропапизм -согласие власти духовной и светской = василевс | -разделение духовной и светской власти -Папа (понтифик) определял суть церкви |
Религиозное устройство | -спор о Филиокве (дух исходит от Св. Отца) -Сборность культуры | -иное понимание Св. Троицы (дух исходит не только от Отца, но и от Сына) -Св. дух – агент Христа |
Церковь | -открыта для народа -нет целибата -допущение мирян к причастию -служба на родном языке -индивидуальный путь спасения | -корпоративно-замкнутое сословие -целибат -недопущение мирян к крови Христовой -служба на латыни -учение о даровании и выкупе спасения |
Общественное устройство | -не было сословий -незащищённость императора | -сословия: духовенство, рыцари, пахари |
Структура государства | -Константинополь – воплощение царства, церковности, учёности -центр<=>периферия (монахи, отшельники, столпники) | -полярность: царство – Германия, Папство – Рим, учёность – Париж. |
Психология | -рассудочность, рационализм, молчаливость (переживание духовного преображения) | -эмоциональная напряженность, взвинченность |
Искусство | -пассивное принятие божественной благодати, вольное нисхождение Бога к человеку | -подражание искусству |
Храм | -обратная динамика -храм = нисхождение горнего к дольнему + парение -иррациональность конструкций | -вертикальный динамизм -продольная динамика базилик |
Центральные образы | Христос-спаситель = Пантократор (Вседержитель) | Христос-мученик |
Доминанта духовной жизни | -онтологизм мозаики неподвижное созерцание, молитва | -психологизм Витражи Святое собеседование |
|
Эволюция архитектурных форм Византии: от базилики к крестовокупольному храму (с примерами).
1) Раннехристианское искусство:
1 тип – базилика. Базилика Св. Петра в Риме. (Ансамблевый характер базилики: апсида (амвон – место, откуда читаются проповеди), поперечный неф (трансепт), центральный неф, боковой неф, нартекс, атриум (внутренний двор)). СИРИЙСКАЯ ШКОЛА (Мартирий Симеона-столпника (Калат Семан)): Изменения в литургии: 1)амвон, откуда читаются проповеди, вынесен в центр. неф, т.е храмы приобретают центр. характер, 2) 3-х частная структура храма: 1) 3-х нефн., 1 алтарн. выступ, нартекс). ГРЕЧЕСКАЯ ШКОЛА (Базилика Св. Димитрия. Салоники. 5 в).
2 тип - центрические (мавзолеи, баптистерии). Мавзолей Св. Констанции в Риме. 4 в. ГРЕЧЕСКАЯ ШКОЛА: Ротонда св. Георгия в Салониках. 4 в. Равенна. Арианский баптистерий. 5 в
|
Ранневизантийский период
1тип – центрические - Внедрение системы экседр (полукруглые выступы, мотив прозрачного пространства). Равенна. Церковь Сан Витале.
2 тип – купольная базилика (Церковь Св. Ирины. 532), (Собор св. Софии. 532-537 (ныне – Айя София)). - тип «балдахинной композиции», к-рый создает ощущение наброшенного купола («эффект невесомости» создается за счет системы перекрытий + центральный купол насчитывает 40 окон, впервые оформлено понятие «каркаса» – есть точные опоры – устои, на к-рых концентрируется тяжесть куполов + используются встроенные контрфорсы (в стены).
Средне- и поздневизантийский периоды
1 тип – крестово-купольный – сложение концепции христианского храма как модели христианского мировоззрения, где монументальная живопись кодирует информацию – сложение системы декора. Северная церковь монастыря Константина Липса (907-908 годы) и Мирелейон (Будрум-джами; около 920 года) в Стамбуле.
а) на 4-х опорах,
б) на 8-ми опорах (тромпах) – тип зальной церкви
в) на 4-х опорах с развитой восточной частью (триконхом)
Раннехристианское искусство IV века: особенности монументальной живописи.
1 этап эволюции византийской живописи. – Раннехристианское искусство (катакомбное искусство) - приемы иллюзионистической живописи (свето-теневая моделировка, объемные, осязаемые фигуры, подчеркивание их материальности).
· Росписи катакомб.
· Тематика: эсхатологический мотив, представление о потустороннем мире как о мистическом причащении души к Богу.
|
· Используют классические темы, толкуя их аллегорически (Орфей, Амур, Психея, гении, амуры, пальмовый лист, виноградная лоза и т. п.), а также символические надписи (рыба-ихтис). Позже появляются библейские изображения (Моисей, Ной с ковчегом, Иона, Давид, Иов) и евангельские (воскрешение Лазаря, чудодейственные исцеления). Эти образы всё равно имеют переносный смысл и связаны со спасением и воскрешением души.
· Переход от эллинистического художественного натурализма (приемы иллюнизионистической передачи изображаемого) — ко всё более обобщенной и менее натуралистичной форме.
· Стремление к символичности, низводит фигуры к простым знакам, которые пригодней всего к передаче соответствующего идеологического содержания.
· Идеологическое переосмысление способствовало распаду классического искусства.
Амур и Психея. Катакомба Св. Домициллы в Риме (3 в.), Христос Добрый Пастырь. Катакомбы Св.Каллиста. 3 в.