Раннехристианское искусство IV века: особенности монументальной живописи.




Богословско-эстетические основы византийского искусства. Специфика основных средневековых категорий Востока и Запада.

Компоненты:

1) Зрелищный (пластический образ). Основа античное искусство (достояние средиземноморских народов).

-Чувство зримости и обозримости + категория телесного (два начала античной системы).

2) Словесный образ (слово). Библейская тематика. Восходит к иудаизму.

-Мир Библии. Интонация пронзительности и потрясённости.

3) Эмоциональный (эмоция). Экспрессия и догматизм Востока.

-Властное духовное начало, аскетизм (истоки – Сирия).

-Суггестивный (внушаемый) характер.

Различия Востока и Запада

  Восток Запад
Понятие образа -цель: преобразовать мир. -«образ»=икона -источник информации об абсолютном -«образ»=картина -книга для неграмотных, поучающая, наставляющая, рассказывающая
Понятие культуры -консервативность -античное наследие -динамичность -поиск утраченного идеала
Политическое устройство -цезаропапизм -согласие власти духовной и светской = василевс -разделение духовной и светской власти -Папа (понтифик) определял суть церкви
Религиозное устройство -спор о Филиокве (дух исходит от Св. Отца) -Сборность культуры -иное понимание Св. Троицы (дух исходит не только от Отца, но и от Сына) -Св. дух – агент Христа
Церковь -открыта для народа -нет целибата -допущение мирян к причастию -служба на родном языке -индивидуальный путь спасения -корпоративно-замкнутое сословие -целибат -недопущение мирян к крови Христовой -служба на латыни -учение о даровании и выкупе спасения
Общественное устройство -не было сословий -незащищённость императора -сословия: духовенство, рыцари, пахари
Структура государства -Константинополь – воплощение царства, церковности, учёности -центр<=>периферия (монахи, отшельники, столпники) -полярность: царство – Германия, Папство – Рим, учёность – Париж.
Психология -рассудочность, рационализм, молчаливость (переживание духовного преображения) -эмоциональная напряженность, взвинченность
Искусство -пассивное принятие божественной благодати, вольное нисхождение Бога к человеку -подражание искусству
Храм -обратная динамика -храм = нисхождение горнего к дольнему + парение -иррациональность конструкций -вертикальный динамизм -продольная динамика базилик
Центральные образы Христос-спаситель = Пантократор (Вседержитель) Христос-мученик
Доминанта духовной жизни -онтологизм мозаики неподвижное созерцание, молитва -психологизм Витражи Святое собеседование

 

Эволюция архитектурных форм Византии: от базилики к крестовокупольному храму (с примерами).

1) Раннехристианское искусство:

1 тип – базилика. Базилика Св. Петра в Риме. (Ансамблевый характер базилики: апсида (амвон – место, откуда читаются проповеди), поперечный неф (трансепт), центральный неф, боковой неф, нартекс, атриум (внутренний двор)). СИРИЙСКАЯ ШКОЛА (Мартирий Симеона-столпника (Калат Семан)): Изменения в литургии: 1)амвон, откуда читаются проповеди, вынесен в центр. неф, т.е храмы приобретают центр. характер, 2) 3-х частная структура храма: 1) 3-х нефн., 1 алтарн. выступ, нартекс). ГРЕЧЕСКАЯ ШКОЛА (Базилика Св. Димитрия. Салоники. 5 в).

2 тип - центрические (мавзолеи, баптистерии). Мавзолей Св. Констанции в Риме. 4 в. ГРЕЧЕСКАЯ ШКОЛА: Ротонда св. Георгия в Салониках. 4 в. Равенна. Арианский баптистерий. 5 в

Ранневизантийский период

1тип – центрические - Внедрение системы экседр (полукруглые выступы, мотив прозрачного пространства). Равенна. Церковь Сан Витале.

2 тип – купольная базилика (Церковь Св. Ирины. 532), (Собор св. Софии. 532-537 (ныне – Айя София)). - тип «балдахинной композиции», к-рый создает ощущение наброшенного купола («эффект невесомости» создается за счет системы перекрытий + центральный купол насчитывает 40 окон, впервые оформлено понятие «каркаса» – есть точные опоры – устои, на к-рых концентрируется тяжесть куполов + используются встроенные контрфорсы (в стены).

Средне- и поздневизантийский периоды

1 тип – крестово-купольный – сложение концепции христианского храма как модели христианского мировоззрения, где монументальная живопись кодирует информацию – сложение системы декора. Северная церковь монастыря Константина Липса (907-908 годы) и Мирелейон (Будрум-джами; около 920 года) в Стамбуле.

а) на 4-х опорах,

б) на 8-ми опорах (тромпах) – тип зальной церкви

в) на 4-х опорах с развитой восточной частью (триконхом)

Раннехристианское искусство IV века: особенности монументальной живописи.

1 этап эволюции византийской живописи. – Раннехристианское искусство (катакомбное искусство) - приемы иллюзионистической живописи (свето-теневая моделировка, объемные, осязаемые фигуры, подчеркивание их материальности).

· Росписи катакомб.

· Тематика: эсхатологический мотив, представление о потустороннем мире как о мистическом причащении души к Богу.

· Используют классические темы, толкуя их аллегорически (Орфей, Амур, Психея, гении, амуры, пальмовый лист, виноградная лоза и т. п.), а также символические надписи (рыба-ихтис). Позже появляются библейские изображения (Моисей, Ной с ковчегом, Иона, Давид, Иов) и евангельские (воскрешение Лазаря, чудодейственные исцеления). Эти образы всё равно имеют переносный смысл и связаны со спасением и воскрешением души.

· Переход от эллинистического художественного натурализма (приемы иллюнизионистической передачи изображаемого) — ко всё более обобщенной и менее натуралистичной форме.

· Стремление к символичности, низводит фигуры к простым знакам, которые пригодней всего к передаче соответствующего идеологического содержания.

· Идеологическое переосмысление способствовало распаду классического искусства.

Амур и Психея. Катакомба Св. Домициллы в Риме (3 в.), Христос Добрый Пастырь. Катакомбы Св.Каллиста. 3 в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: