Современные информационные технологии управления бизнес – процессами с участием автомобильного транспорта
Бизнес-идея ‒ идея, которая может быть использована для построения новой транспортной компании или нового направления транспортно-экспедиционной деятельности в уже работающей компании.
Бизнес-процесс ‒ это совокупность взаимосвязанных повторяющихся видов деятельности, преобразующих ресурсы (входы) в результат (выходы), интересный для транспортной компании. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схем бизнес-процессов (рис.1).
Существуют четыре вида бизнес-процессов:
Бизнес-процессы управления ‒ это бизнес-процессы, нацеленные на управление деятельностью компании.
Основные (ключевые) бизнес-процессы ‒ это бизнес-процессы, ориентированные на производство продукции (услуг), представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия.
Поддерживающие бизнес-процессы ‒ это бизнес-процессы, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы, это процессы обеспечения разнообразными ресурсами. К ним относятся, например, бухгалтерский учет, административно-хозяйственная деятельность, современные информационные технологии
Бизнес-процессы развития ‒ это бизнес-процессы, нацеленные на получение прибыли в долгосрочной перспективе.
Общая классификация информационных потоков в логистике
Термин и н ф о р м а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и вошел в научный лексикон около 20 лет назад. В отечественных энциклопедиях, изданных в 70-е годы прошлого века, этого термина еще нет.
Информационные технологии используются в самых различных сферах человеческой деятельности (управленческая, производственная, научная, учебная, коммерческая, сервисная и др.). Они включают в себя приемы и методы обработки информации.
К средствам реализации информационных технологий относятся
электронно-вычислительные машины,
аппаратура передачи и управления базами данных,
сети электронных коммуникаций.
А в т о м а т и з и р о в а н н а я и н ф о р м а ц и о н н а я с и с т е м а представляет собой совокупность механических (аппаратных) и программных решений и работающих с ними пользователей (персонала), обеспечивающих ввод, передачу, хранение, обработку и предоставление информации.
Существует много разных видов автоматизированных систем. По назначению их можно подразделить
1. на информационно-поисковые,
2. информационно-справочные,
3. информационно-управляющие,
4. накопительно-аналитические,
5. архивные и др.
В основе любых информационных технологий лежит и н ф о р м а ц и о н н ы й п о т о к, который представляет собой поток сообщений в речевой, бумажной или электронной форме.
Информационные системы на транспорте
Российский рынок междугородных перевозок характеризуется огромным количеством участников: около 30 тысяч перевозчиков, около 5 тысяч транспортно-экспедиционных компаний, несколько сот тысяч
грузовладельцев. Поэтому информационное обеспечение взаимодействия участников рынка оказывает существенное влияние на эффективность транспортного процесса.
В настоящее время на рынке информационных услуг на транспорте существует значительное количество сайтов, обеспечивающих информационное взаимодействие участников транспортного рынка. Наиболее известной системой является АвтоТрансИнфо.
Мониторинг грузов и транспортных средств с помощью спутниковой навигации
Системы спутникового мониторинга (GPS-мониторинга) построены следующим образом. На подвижные объекты (автомобили, контейнеры и т.д.) устанавливаются специальные устройства – бортовые контроллеры.
Эти устройства получают через спутники информацию о своем местоположении (географические координаты и время). Дальнейшая судьба этой информации зависит от того, является система онлайновой (работающей в режиме реального времени) или офлайновой (режим «черный ящик»). В первом случае информация по беспроводным каналам связи и Интернет отправляется на диспетчерский компьютер, где отображается на электронной карте в виде точки или трека. Во втором –накапливается в памяти устройства и попадает в диспетчерский компьютер после прибытия объекта на место. Таким образом, офлайновые системы отвечают на вопрос: "Где объект был в заданный промежуток времени?", а онлайновые – еще и на вопрос "Где объект сейчас?".Системы спутникового мониторинга, помимо базовой функции определения местоположения объекта, предоставляет ряд дополнительных интересных и полезных возможностей. Например, к бортовым контроллерам можно подключить датчики (топлива, сигнализации,открывания дверей, давление в шинах и т.д.). Тогда, помимо информации о местоположении автомобиля, можно узнать, когда и где автомобиль заправлялся, когда открывали двери грузового отсека. Интеллектуальное программное обеспечение автоматически сообщает диспетчеру об отклонении объекта от заданного маршрута, о выходе за пределы контрольной зоны, о срабатывании датчиков. Постоянный или выборочный мониторинг маршрутов позволяет легко выявить нецелевое использования автотранспорта. Если система GPS- навигации оснащена логистическим модулем, то она способна оптимизировать регулярные маршруты с точки зрения минимального суммарного пробега и времени доставки.