Избирательная система РФ - это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.
К числу наиболее важных следует отнести
ФКЗ РФ «О референдуме Российской
Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О политических партиях». В каждом регионе приняты законы субъектов РФ о выборах в законодательные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
Совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе подготовки и
проведения выборов, составляет
самостоятельный конституционно-
правовой институт, именуемый
избирательным правом. В основе
избирательного права, а вместе с ним и
всей избирательной системы, лежат
определённые, установленные и
закреплённые в законодательном порядке
принципы. К ним относятся: всеобщие,
равные и прямые выборы, тайное
голосование, свободное и добровольное
участие граждан в выборах.
Весь избирательный процесс складывается
из ряда взаимосвязанных между собой
закрепленных в законодательном порядке
стадий. 1) составление списков
избирателей, которые представляются для
всеобщего ознакомления и
дополнительного уточнения в срок не позднее 20 дней до начала выборов. 2) формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Федерации работают на постоянной основе. 3) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные государственные должности. 4) предвыборная агитация кандидатов. 5) голосование и определение результатов выборов
При голосовании устанавливается
определённый процент явки избирателей, при котором выборы признаются
состоявшимися. Наиболее высокий процент явки избирателей устанавливается на выборах в Государственную думу и на выборах Президента России. Он составляет соответственно 25 и 50% от общего числа избирателей.
Виды избирательной системы.
Исторически первой избирательной
системой стала мажоритарная система,
где избранными считаются те кандидаты,
которые получили установленное
большинство голосов. В зависимости от
того, какое это большинство
относительное, абсолютное или
квалифицированное, мажоритарная
система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.
относительного большинства - это система,
при которой избранным считается тот
кандидат, который получил наибольшее
число голосов, т.е. больше голосов, чем
любой из его соперников. Данную систему
применяют в качестве единственной для
выборов какой-либо палаты парламента 43
государства, в том числе США.
абсолютного большинства - это система,
которая для избрания требует абсолютного
большинства голосов, т.е. более половины
общего их числа. Такое исходное общее
число может исчисляться тремя
способами: от общего числа
зарегистрированных избирателей; от
общего числа поданных голосов, от
общего числа поданных действительных
голосов. При этой системе обычно
устанавливается нижний порог участия
избирателей в голосовании. Если он не
достигнут, выборы считаются
недействительными или несостоявшимися.
квалифицированного большинства - это
система, при которой избранным считается
кандидат (список кандидатов),
получивших квалифицированное
большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа.
Смысл пропорциональной избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов.
В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса, смешанные системы.
Пик законодательной активности по
пересмотру его базовых принципов
приходится на 2004-2007 годы.
Существенно усложнен «вход в
политическое поле» за счет увеличения
минимальной численности партий с 10
тыс. до 50. тыс. членов. Увеличен барьер
для прохождения в Государственную Думу
РФ до 7%, фактически введен
императивный (фракционный) мандат,
изменен подход к правовому
регулированию избирательного залога.
Кроме того, на выборах запрещены
межпартийные блоки; запрещено членам
одной партии баллотироваться в депутаты
по спискам другой; партиям, которые
имеют свои фракции в Государственной
Думе РФ, предоставляются преференции.
Реформа Медведева: ликвидация
общероссийских списков партий, куда включают лидеров и популярных личностей. Еще одно заключается в том, что страну поделят на 225 территориальных единиц (округов), в каждой из которых партии смогут выдвинуть до четырех кандидатов, а это по силам только крупной партии, обладающей солидным кадровым, финансовым и другими ресурсами. Возможность
регистрации политической партии в
случае представления полного комплекта
документов (Устав, Программа,
нотариально заверенный протокол Учредительного съезда, нотариально заверенный список не менее 500 членов).