Родительские установки – это стереотипные правила поведения, которые выражаются в поступках, словах или жестах. В этом случае взрослые следуют готовым шаблонам, заложенным в них и отработанным в собственной жизни без попытки анализа их эффективности и полезности. Невыполнение этих указаний влечет за собой чувство вины, которое люди не могут объяснить, даже став взрослыми.
Ребенок еще не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка.
Оружие против негативной установки - контрустановка, постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
СКАЗАВ ТАК: | И ВОВРЕМЯ ИСПРАВТЕСЬ | |
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье мое, радость моя!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил» |
«Плакса-вакса, нытик!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь, будет легче...» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!» |
«Не твоего ума дело!..» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?..» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» | Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. | «Будь здоров, закаляйся!» |
«Не кричи так, оглохнуть можно!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | «Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести» |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие; озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты все можешь сам!» «У тебя все получится!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди...» | Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя. | «Давай я тебе помогу!» |
|
|
Список установок может быть намного больше. Сказанное невзначай и не со зла, может проявиться в будущем и негативно сказаться на психоэмоциональном благополучии ребенка, его поведении, а, нередко, и на его жизненном сценарии.
Постарайтесь научиться трансформировать негативные установки в позитивные, Которые развивают в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального детского мира.