Словарь фототерминов с картинками




Аберрации оптических систем (от латинского – отклонение) – искажения, погрешности изображения, формируемого оптической системой. Вызваны несовершенством преломляющих и отражающих поверхностей реальных оптических систем (их неидеальностью). Проявляются в нечеткости изображения, его окрашенности, нарушении геометрического подобия между объектом и его изображением. Различают геометрические аберрации, возникающие в монохроматическом свете (сферическая аберрация, кома, астигмастигм, кривизна поля, дисторсия), хроматические и дифракционные.

Байонет – узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых “Зенитах” до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них – возможность более оперативной замены оптики и более точная установка объектива (байонет в отличие от резьбы имеет фиксированное положение), а также удобство передачи информации от body к объективу. В настоящий момент фирма Canon использует байонет, в котором передача информации осуществляется чисто электронным способом, то есть никаких механически сопрягаемых элементов в их байонете нет (позже у Nikon тоже появились объективы со встроенным мотором, для которых не нужно механическое сопряжение для автоматической фокусировки). Существует много разных байонетов. У большинства серьезных фирм своя конструкция байонета, т.е. оптика для Nikon не подходит к Minolta. Байонет K помимо Pentax использует ряд других фирм, таких, как Ricoh, Soligor (речь идет о механической совместимости).

Баланс белого. Человеческий мозг автоматически воспринимает цвет независимо от окружающих источников света. Таким образом, мы видим различные цвета одинаково, независимо от того, смотрим мы на них под дневным, флуоресцентным, искусственным светом или любым другим освещением. Цифровые фотокамеры имеют возможность установки баланса белого, который с относительно высокой четкостью определяет источник освещения и воспроизводит максимально близкие цвета изображений к действительности. Так как это автоматический процесс, не исключены ошибки. Желательно использовать баланс белого в таких ситуациях:

  1. Смешанные источники света.
  2. Выставление экспозиции на тех объектах, которые не будут в центре фотографии.

Во многих цифровых фотоаппаратах фотограф с помощью специальной кнопки или в меню может вручную устанавливать тип освещения кадра – солнце, дневной свет, голубое (тень) и облачное небо, люминесцентная лампа, лампа накаливания с вольфрамовой нитью, фотовспышка и т.д. и камера делает поправку на соответствующую цветовую температуру. Другой ручной режим – цветокоррекция “по белому листу”, требует некоторого времени и ухудшает оперативность съемки, но результаты обычно получаются наилучшие. В этом режиме фотограф помещает рядом с объектом съемки лист белой бумаги и, прежде чем начать собственно съемку, калибрует камеру по этому листу. Некоторые “продвинутые” аппараты позволяют задать источник освещения непосредственно в градусах Кельвина – это полезно при студийной съемке, когда цветовая температура осветительных приборов заранее известна из их паспортов или может быть измерена колориметром. Съёмка в RAW позволяет выставлять баланс белого после съёмки на компьютере.

Бленда – приспособление в виде полого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к виньетированию изображения (затенению периферийных участков изображения).

Боке - транслитерация японского слова “размытость”, “нечёткость” – термин, описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно для визуального выделения главного объекта съёмки. Разные объективы по-разному изображают зоны вне фокуса. Качество боке – это субъективный показатель, который трудно определить объективными параметрами. Характеристики боке можно определить через диски нерезкости. Вне зоны фокуса, каждая светлая точка становится диском. С одним объективом этот диск оказывается светящимся равномерно, с другим – ярче по краям, с третьим – в центре. Часть объективов визуально приближают такие точки к камере, другие – отдаляют. Другими словами, диск с ярким центром и тёмными краями выглядит более мягким, чем равномерно освещенный или диск с яркими краями. Такой диск лучше сочетается с окружением, в то время как яркие края притягивают к себе внимание, отвлекая от основного объекта. Также большое влияние на боке оказывает форма отверстия диафрагмы. Зеркально-линзовые телеобъективы создают боке в виде “бубликов”, что считается некрасивым. Некоторые объективы показывают светлые пятна в виде многоугольников вместо кругов, это зависит от количества лепестков диафрагмы. В основном, объективы с большим количеством лепестков диафрагмы создают более “приятное” боке. Влияние других параметров объективов на боке не столь очевидно, довольно запутанно и очень субъективно. Хорошее боке особенно важно для макросъёмке при открытой диафрагме и для телеобъективов, потому что обычно они используются с небольшой глубиной резкости. Также оно важно при портретной съёмке, так как там размытие фона используется как художественный элемент для выделения главного объекта.

Виньетирование – затемнение по краю изображения на фотографии или слайде. Может вызываться плохой конструкцией объектива, использованием бленды, не соответствующей данному объективу, или установкой нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

Выдержка – время, которое затвор фотоаппарата открыт для получения (экспонирования) кадра. Например, 1/250- затвор открыт 1/250 сек. Для съемки с руки рекомендуется использовать выдержки не ниже 1/60 сек. С телеобъективами действует правило: минимальная выдержка при съемке с руки должна быть не меньше единицы, деленной на фокусное расстояние объектива (300мм объектив-выдержка не ниже 1/250). Это конечно сугубо индивидуально, есть мастера, которые и на 1/60 сек. получат отличные результаты. Применение больших выдержек ведет, как правило, к смазыванию кадра из-за естественного дрожания руки. Для съемки быстродвижущихся объектов рекомендуется использовать минимально возможную выдержку. Во многих фотоаппаратах есть специальный режим “спорт”, который автоматически подберет оптимальную выдержку для съемки. В зеркальных камерах минимальная возможная выдержка обычно свидетельствует об уровне фотоаппарата.

Высокий ключ – специальный изобразительный прием, с помощью которого создается нежная по градации, почти воздушная и мягкая фотография, практически целиком состоящая из белого цвета с очень светлыми серыми тонами.

Глубина цвета – эта величина показывает, сколькими полутонами может быть представлен каждый из цветов. Наиболее часто используется 24-битное представление цвета, т.е. значение яркости точки в каждом из каналов, синем, зеленом и красном, может быть представлено числом от 0 до 255 (2 в 8-ой степени). У сканеров и цифровых камер определяется разрядностью аналого-цифрового преобразователя. Определяет, на сколько градаций может быть разбит весь диапазон изменения световой энергии, воспринимаемый фотоприемником. Большее число градаций не означает большего диапазона чувствительности фотоприемника.

ГРИП – это сокращение от “Глубина Резко Изображаемого Пространства” (тж. “глубина резкости”, “depth of field”). В фотографии зона резкости находится как перед расположенным “в фокусе” объектом съемки, так и за ним. Эта более или менее протяженная область высокой четкости и есть ГРИП. Ее протяженность зависит от раскрытия диафрагмы (чем шире, тем меньше ГРИП), фокусного расстояния (чем больше, тем меньше ГРИП), размера матрицы фотоаппарата (чем меньше матрица при равном угле зрения, тем больше ГРИП, чем больше пикселей при равной площади, тем меньше ГРИП) и от снимаемого сюжета (чем больше дистанция до основного объекта, тем больше ГРИП вокруг него).

Диафрагма / апертура – окно, регулирующее диаметр группы световых лучей, проходящих через объектив. Во взаимозаменяемых объективах, используемых в однообъективных зеркальных фотоаппаратах, этот механизм обычно построен по принципу ирисовой диафрагмы, состоящей из нескольких лепестков, способных двигаться, чтобы постоянно менять диаметр окна. В обычных объективах однообъективных зеркалок апертура регулируется путем вращения кольца апертуры на тубусе объектива. Однако в современных объективах фотоаппаратов регулирование апертуры обычно осуществляется с помощью электронного регулятора на корпусе аппарата.

Дисперсия – явление, при котором оптические характеристики среды меняются в зависимости от длины волны светового луча, проходящего через среду. Когда свет поступает в линзу или призму, характеристики дисперсии линзы или призмы вызывают изменения показателя преломления в зависимости от длины волны, в результате чего свет рассеивается. Иногда это явление называют также цветовой дисперсией.

Дисторсия – это оптическое искажение, выражающееся в искривлении прямых линий. В зависимости от того, становятся ли прямые линии вогнутыми или выпуклыми, дисторсию называют подушкообразной или бочкообразной. Объективы с переменным фокусным расстоянием имеют тенденцию создавать бочкообразную дисторсию на “широком угле” (минимальное значение “зума”) и подушкообразную – в режиме “телефото” (максимальное значение “зума”).

Дифракция – явление, при котором световые волны попадают в район тени от объекта. В случае с фотообъективом экспозиция часто регулируется путем изменения размера диафрагмы объектива (апертуры), чтобы отрегулировать количество света, проходящего через объектив. Дифракция в фотообъективе происходит при малых диафрагмах, когда ребра диафрагмы мешают прохождению световых волн по прямой линии, в результате чего лучи света проходят близко к ребрам диафрагмы, огибая эти ребра на пути через диафрагму. Дифракция вызывает уменьшение контрастности и разрешающей способности изображения, в результате чего получается неконтрастное изображение. Хотя дифракция имеет тенденцию появляться тогда, когда диаметр диафрагмы меньше определенного размера, на самом деле она зависит не только от диаметра диафрагмы, но и от различных факторов, таких, как длинна волны света, фокусное расстояние и светосила объектива.

Затвор (англ.: Shutter) – устройство в фотокамере, прерывающее свет перед светочувствительной поверхностью. Затвор предназначен для контроля над одной из эксповеличин – выдержкой. Различают затворы по принципу действия: затвор апертурный межлинзовый; затвор ламельный; затвор центральный; затвор шторный; затвор щелевой. Также затворы различают по конструктивным особенностям: механический; электромеханический; электронный.

Зернистость – дискретная или гранулярная структура, проявляющаяся на негативе, фотографии или слайде. С увеличением светочувствительности и степени увеличения зернистость усиливается.

Кадрирование – выбор границ и формата изображения, имеющегося на негативе или слайде. Используется, как правило, для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.

Кит от англ. Kit – “комплект”. В названии товара обычно добавляется слово Kit, если товар поставляется в расширенной комплектации (с дополнительным объективом, чехлом, картой памяти и т.п.).

Композиция – пространственное расположение в кадре различных объектов съёмки. Объекты эти подразделяются на главные (сюжетно важные) и второстепенные. Искусство построения композиции заключается в умении следить за тем, чтобы второстепенные элементы изображения не заслоняли сюжетно важных и не отвлекали от них внимания зрителя. Чтобы этого не произошло, рекомендуется располагать на снимке сюжетно важные детали, руководствуясь так называемым “правилом третей, т.е. в местах пересечения мысленно проведённых прямых, делящих стороны кадра на три части. Наибольшей притягательной силой обладают изображения, содержащие в указанных точках одну или три (так называемый “композиционный треугольник”) главные смысловые детали снимка.

Контраст (англ.: Contrast) – диапазон изменения оптической плотности светлых и темных участков изображения негатива, бумажного отпечатка или слайда; диапазон изменения яркости освещения объекта или снимаемой сцены.

Макросъемка (макрофотография) – совокупность способов фотографирования мелких и средних по размерам объектов с небольшим (не более чем в 5 раз) уменьшением, в натуральную величину или с увеличением не более чем в 20 раз.

Микросъемка (микрофотография) – совокупность способов фотографирования объектов или их частей с увеличением более чем в 20 раз.

Мультиэкспозиция – несколько последовательных экспозиций на одном и том же кадре. Применяется для получения различных творческих эффектов, например, “раздвоение” (“растроение” и т.д.) личности. При чёрном фоне экспокоррекция не требуется, при светлом обычно вводится экспокоррекция. Достаточными считаются – 0.5 ступени при двойной экспозиции, -1 ступень при тройной и т.д., однако точное значение можно определить только пробами. При мультиэкспозиции камера может оставаться неподвижной (объект съёмки располагается в разных местах кадра) либо может вращаться в разных направлениях (когда важную роль играет изменение пространственной ориентации объектов или заднего плана). Режим мультиэкспозиции предусмотрен на многих автоматических камерах (при взводе затвора отключается мотор протяжки плёнки) и неавтоматических камерах (при взводе курка специальным рычагом отключается механика протяжки плёнки). Мультиэкспозиция возможна и на простейших камерах с раздельными протяжкой плёнки и взводом затвора.

Насыщенность (англ.: Saturation) – одна из характеристик объективного зрительного восприятия цвета. Определяет степень выраженности цветового тона и обычно ассоциируется с количеством красителя в растворе или на окрашенной поверхности. Измеряется в процентах. Насыщенность характеризуется такими определениями, как “живая” (vivid), “сильная” (strong) или “глубокая” (deep). Ненасыщенные цвета характеризуются определениями “тусклый” (dull), “слабый” (weak) или “вымытый”.

Объектив – важнейшая часть камеры, пропускает внутрь аппарата свет, передавая информацию о снимаемом объекте. От качества объектива зависит очень многое, прежде всего – четкость картинки и качество передаваемых цветов. При выборе камеры не стоит забывать простейшего правила: чем шире и больше объектив аппарата, тем больше вероятность сделать с его помощью более менее качественные снимки. В зависимости от фокусного расстояния, существуют такие основные типы объективов: стандартный, телеобъектив, широкоугольный, макрообъектив, Рыбий глаз.

Стандартный, широкоугольный и телеобъектив отличаются фокусным расстоянием. Фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно меньше, тем больше угол обзора (при заданных размерах светочувствительной матрицы или кадра фотопленки). Если за эталон принять размер кадра стандартной 35-мм пленки, то для фокусного расстояния в 50 мм угол зрения объектива будет соответствовать полю зрения человека (46 градусов). Объективы с фокусным расстоянием, меньше 50 мм (обычно это 35-20 мм) называются широкоугольными. Они идеально подходят для съемки пейзажей, архитектуры, больших пространств. Объективы с фокусным расстоянием, большим 50 мм (обычно это 100-500 мм) называются телеобъективами. Такие объективы используются для съемки удаленных объектов на природе или для съемки во время спортивных соревнований. Объективы с фокусным расстоянием в 50-70 мм, а также универсальные zoom-объективы с широким диапазоном фокусных расстояний, как в короткую, так и в длинную область называются стандартными.

Стандартные объективы с фиксированным фокусным расстоянием используются для портретной съемки. Универсальные zoom-объективы могут использоваться практически при любых видах съемки, ими часто комплектуются “китовые” зеркальные фотокамеры. Макрообъективы позволяют вести съемку мелких предметов с небольшого расстояния. Фокусное расстояние таких объективов обычно находится в диапазоне 50-200 мм. С помощью макрообъектива можно получить изображение монеты, жука или цветка на весь кадр.

Объективы Рыбий глаз имеют фокусное расстояние 8-15 мм и угол зрения около 180 градусов. Благодаря невероятно большому углу зрения в один кадр можно втиснуть половину окружающего пространства. Объектив имеет большую глубину резкости, но из-за сильных геометрических искажений (дисторсии) получаемое изображение похоже на отражение в зеркальном шаре, именно так видит рыба из воды предметы, находящиеся на берегу. Объективы Рыбий глаз могут использоваться для получения специальных эффектов, для съемок больших пространств, архитектуры.

Нужно отметить, что для цифровых фотокамер с размером фоточувствительной матрицей, меньшим, чем кадр 35-мм пленки, угол обзора объектива будет меньше. Например, широкоугольный объектив для 35-мм камеры с фокусным расстоянием 30 мм и углом обзора в 74 градуса для цифровой фотокамеры с фотоматрицей типа APS-C будет иметь угол обзора в 46 градусов и эквивалентное фокусное расстояние в 50 мм.

Отражатель / рефлектор (англ.: Reflector) – любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Передержка – переэкспонирование фотоматериала при съёмке из-за большей, чем необходимо, экспозиции при съемке, например, большей, чем нужно, выдержки в ручном режиме. В результате получают передержанное или переэкспонированное (слишком светлое) изображение.

Ретушь, ретуширование (англ.: Retouching) – коррекция изображения с помощью красителей или карандашей путем изменения или добавления деталей, удаления пятен или царапин, высветления теней или затенения светов.

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Свет в фотографии является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

Светофильтр – окрашенный кусочек стекла или другого прозрачного материала, надеваемый на объектив для усиления, удаления или изменения данного цветового тона, плотности всего изображения либо отдельных участков снимаемой сцены.

Светочувствительность – по аналогии с пленокой для корректного определения экспозиции для цифровой фототехники было введено понятие “светочувствительность”. ISO 100 для цифры обозначает, что для съемки правильно экспонированного кадра нужна такая же выдержка и диафрагма при одинаковых съемочных условиях, как и для пленки с ISO 100. Более высокие ISO для цифры обозначают коэффициент усиления сигнала при обработке информации с матрицы. ISO 200 обозначает, что сигнал усилен в 2 раза, и снимать можно при вдвое меньшей видержке или на 1 ступень меньшей диафрагме. Аналогично для других значений ISO.

Тон (англ.: Tone) – степень плотности светлых и темных участков изображения. Холодные тона на цветных фотографиях соответствуют сине-голубой гамме, а теплые тона – красно-коричневой гамме.

Фокусировка (англ.: Focus) – настройка объектива на точное расстояние до объекта, при котором изображение объекта кажется наиболее четким или резким. Различают фиксированную (focus free) и автоматическую фокусировку (AF). Фиксированная фокусировка накладывает ограничение на минимальное расстояние до объекта съемок. Например, в инструкции указано: “focus range: 1.5 m to infinity”. То есть фирма-изготовитель утверждает, что все объекты, находящиеся на дистанции от полутора метров до бесконечности, будут на снимке достаточно резкими. Не нужно было бы изобретать автоматическую фокусировку, если бы утверждение, что фиксированная фокусировка дает хорошую резкость, было верным на сто процентов. Во-первых, оно рассчитано только на любительскую оценку качества, во-вторых, справедливо только для небольших увеличений. Попробуйте напечатать с такого снимка фотографию большого формата, хотя бы 15 х 21 см, и вы увидите, что резкость не такая уж хорошая, как казалось, глядя на фотографию 9 х 12 см. Автофокусные автоматические камеры позволяют владельцу никогда не думать не только об экспозиции, но и фокусировке. Главное, чтобы объект попадал в специальную рамку, расположенную в поле зрения видоискателя. При этом если в камере не предусмотрен режим “AF lock” (блокировка автоматической экспозиции), то фотограф вынужден всегда располагать главный объект в центре кадра, чтобы не потерять резкость. Важный параметр – минимальное расстояние фокусировки, т.е. с какого наименьшего расстояния вы можете фотографировать. Очень полезна ручная фокусировка, когда можно точно указать требуемое расстояние до объекта съемки. Такая возможность позволит делать нестандартные снимки, например, фотографировать паутину или стекло, которое автоматика просто не заметит.

Цветовая температура – величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой абсолютно черного тела (т.е. полностью поглощающего падающие на него лучи), при которой его излучение имеет такой же спектральный состав и такое же распределение энергии по спектру, как и излучение данного источника. В системе СИ, как и абсолютная температура, выражается в кельвинах (К).

Число лепестков диафрагмы. Диафрагма объектива состоит из подвижных перекрывающихся пластинок – лепестков (от 5 до 10), которые могут поворачиваться и менять размер отверстия диафрагмы. Как правило, чем больше лепестков используется в диафрагме, тем ближе форма создаваемая ими отверстия к окружности. Неидеальная (некруглая) форма отверстия в диафрагме в некоторых случаях может отразиться на фотографии. Например, при съемке с открытой диафрагмой, на размытом фоне круглые предметы будут принимать форму многогранника, полученного от лепестков диафрагмы.

Эквивалент 35 мм. Все производители цифровых фотокамер указывают “35 мм эквивалент” фокусного расстояния просто потому, что это уже знакомо пользователям, и они представляют себе, что может снять 28 мм объектив и что 50 мм. Здесь представлены фокусные расстояния обычных объективов:

  • менее 20 мм = сверхширокоугольный
  • 24 мм – 35 мм = широкоугольный
  • 50 мм = нормальный, угол обзора как у человеческого глаза (46 градусов)
  • 80 мм – 300 мм = длиннофокусный (телефото, узкоугольный)
  • более 300 мм = супердлиннофокусный

Увеличение фокусного расстояния приводит к большему увеличению изображения и уменьшению перспективы.

Экспозиция – количество света, сообщаемое светочувствительному слою и выражающееся произведением освещенности на время освещения. От экспозиции, сообщенной фотоматериалу при съемке во многом зависит качество снимка:

  • недостаточная экспозиция (недодержка) приводит к плохой проработке деталей в тенях,
  • избыточная экспозиция (передержка) – к плохой проработке в светах. В современный камерах экспозиция определяется автоматически.

Кроме того, ее можно определять с помощью отдельных от камеры устройств – экспонометров-флешметров. Большинство современных камер автоматически устанавливают необходимые экспозиционные параметры (диафрагменное число и выдержку).

Экспокоррекция – это возможность ввести поправку к экспозиции. То есть все кадры будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съемки в автоматических режимах в сложных световых условиях (например, человека на фоне снега). Чаще всего коррекцию экспозиции можно осуществить в диапазоне от -2EV до +2EV (аббревиатура EV (Exposure Value) обозначает условную единицу, определяющую освещенность). Положительная экспокоррекция увеличивает яркость изображения и делает его светлее, а отрицательная – яркость уменьшает и делает изображение темнее. Как правило, экспокоррекцию можно регулировать пошагово, меняя значения постепенно, – например, с шагом 1/3 EV, что позволяет точнее настроить экспозицию.

Определения взяты с сайта foto.ua



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: