Вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» - музыкальный дневник романтика




Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Большинство вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году - «году песен», однако вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем. Шуман создавал вокальные произведения в основном на стихи поэтов - современников - И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. Но самым любимым поэтом композитора был Гейне, на стихи которого он создал 44 песни.

Цикл «Любовь поэта» на стихи Гейне – настоящий шедевр вокальной лирики Шумана. В заголовке сочинения композитор прямо назвал главного героя – поэта. В этом произведении типичная романтическая идея «разлада между мечтой и действительностью» представлена в форме дневника поэта.

Первые песни цикла рисуют короткую весну любви, которая расцвела в душе героя. Такова открывающая цикл песня «В сиянье теплых майских дней». Здесь преобладают образы весенней природы, песенные лирические интонации, своей простотой и безыскусностью связанные с народными истоками, нет резких контрастов. Форма песни куплетная. Музыка по характеру трогательная, трепетная, светлая. В ней нашли отражение все оттенки поэтического текста – томление, тревожная вопросительность, лирический порыв. Здесь господствует песенность и прозрачная фактура, основанная на мелодико-гармонической фигурации. Основное настроение песни концентрирует фортепианный рефрен, который начинается с выразительного задержания, образующего диссонанс б.7 (из него рождается и вокальный напев). Неясность настроения – томление – подчеркнута ладотональной переменностью (fis – A – D), неразрешенной доминантой. Интонация, повисающая на вводном тоне, звучит как бы застывшим вопросом. Вокальная мелодия с легкими затактами и мягкими окончаниями на слабых долях отличается плавностью. ПРИМЕР

№ 2 «Цветов венок душистый» А-dur – миниатюрное лирическое Andante – первое «погружение» в собственный внутренний мир. Еще ближе к народным образцам, проще по изложению.

№ 3 «И розы, и лилии» D-dur– выражение пылкого восторга, бурная вспышка радости. Мелодия голоса и сопровождение льются непрерывным безудержным потоком, словно единый порыв любовного признания.

С № 4 «Встречаю взор очей твоих» G-dur – уже начинает развитие основная тема цикла – «страдания сердца». Душа полная любви, но сознание уже отравлено ощущением непрочности и мимолетности счастья. Музыка воплощает серьезное и возвышенное чувство и выдержана в духе элегии.

№ 5 «В цветах белоснежных лилий» h-moll – первая минорная песня цикла. Основное чувство в ней – глубокая нежность. Музыка полна душевного волнения. Очаровательная песенная мелодия удивительно проста, она соткана из поступенных плавных интонаций.

№ 6 «Над Рейна светлым простором» e-moll – выделяется строгой торжественностью и присутствием эпических, характерно немецких мотивов. Здесь возникают величавые образы могучего Рейна, старинного Кельна. В прекрасном лике Мадонны Кельнского собора поэту чудятся черты любимой. Душа его устремлена ввысь, к «вечным» источникам духовной красоты. Песня стилизована в старинной манере, напоминая хоральные обработки Баха. Своеобразна партия фортепиано, сочетающая пунктирный ритм и медленное нисходящее движение пассакального баса.

№7 песня – монолог «Я не сержусь» C-dur - является поворотным моментом в развитии цикла. Его горечь и скорбь как бы проникают в остальные песни. Основное настроение песни – упорно подавляемое страдание, отчаяние, которое сдерживается громадным волевым усилием. Всю песню пронизывает остинатный ритм сопровождения – настойчивое движение аккордов восьмыми, опирающееся на мерные ходы басов. В образе мужественного отрешения и сдержанного страдания, в некоторых деталях фактуры и гармонии (диатонические секвенции) чувствуется близость к Баху. Именно гармония подчеркивает ощущение трагизма. Она основана на непрерывной цепи неразрешенных диссонансов. Тональность C-dur, очень неожиданная в драматическом монологе, вбирает множество минорных гармоний (в основном 7-аккордов) и отклонений в минорные тональности. Гибкая мелодия монолога сочетает певучесть и декламационность. Первая ее фраза, с восходящей квартой, звучит спокойно и мужественно, но тут же ход на протянутую bVI, и нисходящая секунда, обнажают тоску героя. По мере продвижения к кульминации (в репризе Зх-частной формы) мелодическое движение становится более напряженным. Кажется, уже готово прорваться горе, но снова и снова, как заклинание, подчеркнуто сдержанно, повторяются ключевые слова текста. ПРИМЕР

Чем ближе к концу цикла, тем более углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.

Такова № 9 – «Напевом скрипка чарует» ре минор. Песня рисует картину свадебного бала. Основное музыкальное содержание сосредоточено в партии фортепиано. Это вальсовость с совершенно самостоятельной мелодической линией. В непрерывно кружащейся мелодии ощущается и оживление, и тоска.

 

Очень трогательная и искренняя, с прозрачным аккомпанементом песня № 10 – «Слышу ли песни звуки» соль минор – воспринимается как волнующее воспоминание о несбывшихся мечтах.

Совсем иная № 11 «Ее он страстно любит». Стихотворение выдержано в насмешливом, ироничном тоне. Автор пересказывает сложную любовную историю в нарочито упрощенной манере. Последняя же строфа, говорящая о «разбитом сердце», напротив, отличается серьезностью. Шуман нашел для песни очень точное решение. Ее музыкальный язык отмечен преднамеренной простотой: «лихая» несложная мелодия, с ясным членением, скромная (Т-D) гармония, чуть неуклюжий ритм с акцентами на слабых долях, бесшабашный аккомпанемент на манер плясовой. Однако строфа-вывод подчеркнута внезапной модуляцией (из es-dur в ges-dur далекую тональность), замедлением темпа, острыми гармониями, плавной мелодической линией. Заключительный бесстрастно-равнодушный фортепианный отыгрыш возвращает настроение «веселенькой истории» с горьким подтекстом. ПРИМЕР

№ 12 – «Я утром в саду встречаю» B-dur – словно возвращает к началу цикла, к свежести «утренного» настроения первой песни. Она посвящена созерцанию красоты природы и утверждает образ романтической мечты. Сопоставление этой песни со следующей № 13 – «Во сне я горько плакал», создает самый резкий контраст во всем сочинении. Это трагическая кульминация всего цикла, прямой наследник шубертовского «Двойника». Содержание монолога составляют три сна: «любимая умерла», «любимая разлюбила», «любимая снова со мной», В первых двух строфах мелодия дана без всякого сопровождения. Вся песня – это речитатив, где скорбные фразы голоса чередуются с отрывистыми аккордами фортепиано в низком регистре. От этого раздельного звучания возникает ощущение трагич. разорванности, одиночества. Молчание же голоса в начале третьей строфы, звучание траурного хорала у ф-но воспринимается как настоящий образ смерти. Кульминация песни находится в третьей строфе - «любимая снова со мной». И это последнее видение оказывается самым страшным, ведь это лишь сон! Ни разлука, ни даже смерть, не приносят столько горечи, как самообман. Т.о. третий сон оказывается эмоциональной вершиной произведения. Голос поднимается здесь в высокий напряженный регистр, партия фортепиано становится остро диссонантной (каждый аккорд насыщается неаккордовыми звуками), усиливается общая насыщенность музыки (вокальная и фортепианная партии объединяются. Трагическое настроение подчеркивает тональный колорит – es-moll –самый мрачный из миноров, в котором используются понижающие альтерации. Так лаконичными штрихами Шуман передает то концентрированное состояние безысходности, которым проникнуто стихотворение Гейне. ПРИМЕР.

№ 14 и № 15 – это еще две песни о снах. Характер первой («Мне снится ночами образ твой») светло-элегический, второй – скерцозно-фантастический («Забытые старые сказки»). Поэт ищет утешения в мире народной поэзии, мечтая о чудесной стране, где можно забыть все горести и печали.

В последнем №16 «Вы злые, злые песни» цикл завершается на резко скептической ноте, прощанием со «злыми песнями». Как и в № 11 сердечная драма скрывается под иронией. Намеренно упрощая сложное, поэт превращает все в шутку: он отбросит и любовь, и страдания, 12 великанов унесут их в огромном гробу и схоронят на дне моря, только и всего. Шуман насытил песню огромным самообладанием. Музыка сумрачного марша отмечена чеканным ритмом, широкими размашистыми мелодическими ходами, явно выраженными T-D отношениями с подчеркнутым утверждением тоники, ясными кадансами. Однако в самом конце песни, когда выясняется, что хоронят любовь поэта, ироническая маска сбрасывается: в маленьком, но глубоком Adagio неожиданно возникает прием «эмоционального сдвига» - звучит искренняя, трогательная фраза из первой песни цикла, приобретая характер глубокой скорби. А затем возникает еще один «поворот» в совершенно противоположную сторону. Просветленно и задумчиво фортепиано развивает музыкальный образ постлюдии 12 песни – образ утешающей природы и романтической мечты. Она воспринимается как послесловие, слово от автора: любовь прекрасна, несмотря на все страдания. Таким образом, если Гейне завершил цикл как бы словами Флорестана, то Шуман – от имени Эвзебия.

Т.О. черты «музыкального дневника романтика» в цикле проявляются в следующем:

1.Выбор любовной тематики. В богатейшей поэзии Гейне Шуман нашел тему, волновавшую его всегда – любовь. Композитора также привлекали тончайшая поэтичность и едкая ирония, сложная символика и фольклорные мотивы в поэзии Гейне.

2.Острый психологизм, искренность, исповедальность тона музыки. В вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, по сравнению с циклами Шуберта Шуман усиливает психологическое начало, сосредотачивая все внимание на «страдании раненого сердца». Для цикла характерны субъективность, разнообразие оттенков лирики (вплоть до горькой иронии и мрачного скепсиса, которых не было у Шуберта). События же, встречи, фон, на котором происходит драма, отстранены. Акцент, сделанный на душевной исповеди, вызывает в музыке полное «отключение от внешнего мира». Хотя «Любовь поэта» неотделима от образов весеннего цветения природы, здесь, в отличие от «Прекрасной мельничихи», нет изобразительности.

3.Отбор стихов, в которых есть подтекст. Для композитора очень существенен и характер текста, его психологическая сложность, многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для него важнее, чем сами слова - т.е. часто под маской иронии скрыты истинные чувства героя (особенно – в №11, 16). Стремление «передать мысли стихотворения почти дословно», подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение приводит к усилению декламационного начала в мелодике.

4. В цикле есть сюжет и музыкальная драматургия. Из 65 стихотворений «Лирического интермеццо» Гейне Шуман выбрал 16 – самых близких себе и наиболее существенных для создания ясной драматургии. Расположение песен складывается в определенную сюжетную линию, в соответствии с которой протекает и музыкальное развитие. Каждая песня- это короткая миниатюра, которая передает одно настроение, но в тоже время все песни связаны единым сюжетом - страданием неразделенной любви. «Я не сержусь» делит цикл на две половины: в первой поэт полон надежд, во второй убеждается, что любовь приносит лишь горечь и разочарования. Перемена сказывается во всех музыкально-выразительных элементах и в самом типе песен: если первые песни развивали какой-то один образ, то начиная с № 8 характерным становится эмоциональный «перелом» в конце произведения. Это находит отражение и в тональном развитии: первая группа песен изложена в диезных тональностях, а вторая – с преобладанием с бемольных минорных и в финале - возвращение к диезным тональностям (h-dur, e-dur, cis-moll). Огромную роль композитор отводит также фортепианной партии: именно фортепиано часто раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: