Денежно-кредитная политика, ее специфика в условиях экономического кризиса




Денежно-кредитная (или монетарная)
политика — это политика государства,
воздействующая на количество денег в
обращении с целью обеспечения
стабильности цен, полной занятости

населения и роста реального

объема производства. Осуществляет

монетарную политику Центральный банк.
Цели ДКП: обеспечение экономической
стабильности денежно-кредитного обращения
в стране (контроль за денежной массой с
целью стабилизации цен и совокупного
объема производства); обеспечение

ликвидности банковской системы

(способность коммерческих банков отвечать по своим обязательствам и обеспечивать потребности народного хозяйства в кредитных ресурсах); поддержка курса национальной валюты.

Денежно-кредитная политика является
составной частью единой государственной
экономической политики.
Под инструментами денежно-кредитной
политики понимаются механизмы,

позволяющие правительству и центральному банку влиять на денежную массу. В РФ стратегия в денежной и кредитной областях отражается в совместном ежегодно принимаемом и утверждаемом документе Правительства и Банка России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка
России, это ставки, по которым ЦБ
осуществляет свои операции с целью
воздействия на рыночные процентные ставки
для укрепления национальной денежной
единицы;

2) нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке России (резервные
требования), устанавливается как процентное
отношение к обязательствам (пассивам)
кредитной организации;

3) операции на открытом рынке - купля-
продажа ЦБ казначейских векселей,
государственных облигаций и прочих
государственных ценных бумаг,
краткосрочные операции с ценными бум.

 


4) рефинансирование кредитных
организаций; ЦБ является кредитором
последней инстанции. Он кредитует
кредитные организации по повышенной
процентной ставке.

5) валютные интервенции - купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке

6) установление ориентиров роста денежной массы;

 

7) прямые количественные ограничения: установление лимитов на рефинансирование коммерческих банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций и т.д. Эти меры подчеркивают бессилие денежного агента перед инфляцией и говорят об отсутствии координации шагов и мер между правительством и ЦБ;

8) эмиссия облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Наиболее используемыми в условиях
развитой рыночной системы являются
процентная ставка, учетная ставка
рефинансирования, ставка обязательных
резервов кредитных организаций, операции
на открытом рынке ценных бумаг.
Существуют специальные меры

внешнеэкономического регулирования. К ним
можно отнести меры стимулирования
экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-
хау», управленческих услуг. Это
кредитование экспорта, гарантирование
экспортных кредитов и инвестиций за
рубежом, введение и отмена квот, изменение
величины пошлины во внешней торговле.
В период кризиса: выделяют политику
«дешевых» и «дорогих» денег. Политика
дешевых денег характерна для ситуации
экономического спада и высокого уровня
безработицы. Ее цель - сделать кредит более
дешевым и легкодоступным, чтобы увеличить
совокупные расходы, инвестиции,

производство и занятость. Центральный банк
увеличивает предложение денег путём
покупки государственных ценных бумаг на
открытом рынке, понижения резервной
нормы, понижения учётной ставки. Тем
самым понижается процентная ставка,
достигается рост инвестиций и повышение
деловой активности. Политика дорогих денег
имеет целью ограничение денежного
предложения, чтобы сократить совокупные
расходы и снизить темпы инфляции. Для того
чтобы сократить денежное предложение,
ограничивается денежная эмиссия,

осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.


8. Управление и фин-е гос.программ

Определение ГП было сформулировано в пост. Прав. РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности ГП РФ». Пункт 2 определяет, что ГП является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов госполитики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых гос.функций достижение приоритетов и целей госполитики в сфере социально-экон. развития и безопасности. Кроме того, в экон.литературе, под ГП подразумевается инструмент гос.регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

ГП по своему содержанию являются формой
планирования и организации деят-ти органов
гос. власти, в рамках которой
консолидируются мероприятия по

достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экон.развития.

Таким образом, ГП введены в качестве
основы для составления бюджета, в связи с
переходом на программно-целевой принцип
планирования бюджета. Программно
целевой принцип планирования

подразумевает использование методов, при
которых цели плана увязываются с ресурсами
с помощью программ. Они представляют
собой применение системного подхода и
основаны на формулировании целей
экономического развития, их разделении на
подцели более дробного характера и
выявлении ресурсов, необходимых для их
согласованной реализации.
ГП разрабатываются исходя из положений
концепций долгосрочного социально-
экон.развития РФ и основных направлений
деятельности Прав.РФ на соответствующий
период, федеральных законов, решений
Президента и Правительства РФ, и включают
в себя фед.целевые программы и
подпрограммы, содержащие в том числе
ведомственные цел программы и отдельные
мероприятия органов гос власти.
При формировании ГП учитываются цели,
задачи и мероприятия приоритетных
национальных проектов, реализуемых в
соответствующих сферах.
Основанием для разработки ГП является
Перечень ГП РФ, утв. Расп. Прав. РФ от 11
ноября 2010 г. № 1950-р. Текущее управление
реализацией и реализация федеральных
целевых программ, включенных в ГП, и
ведомственных целевых программ,

включенных в подпрограмму,

осуществляются в порядке, установленном Прав.РФ соответственно для федеральной целевой программы или ведомственной целевой программы. Реализация ГП осуществляется в соответствии с планом


реализации ГП, разрабатываемым с
использованием портала ГП на очередной
финансовый год и плановый период и
содержащим перечень наиболее важных,
социально значимых контрольных событий
государственной программы с указанием их
сроков. План реализации разрабатывается в
соответствии с методическими указаниями.
Финансовое обеспечение реализации ГП в
части расходных обязательств РФ
осуществляется за счет бюджетных
ассигнований фед.бюджета и бюджетов
гос.внебюджетных фондов РФ (далее -
бюджетные ассигнования). Распределение
бюджетных ассигнований на реализацию ГП
(подпрограмм) утверждается ФЗ о
фед.бюджете, фед.законами о бюджетах гос.
внебюджетных фондов РФ на очередной
финансовый год и плановый период.
Внесение изменений в ГП является
основанием для подготовки законопроекта о
внесении изменений в фед. бюджет в
соответствии с бюджетным закон-вом РФ.
Финансирование фед. целевых программ,
включенных в состав ГП, а также
ведомственных целевых программ,

включенных в состав подпрограмм,
осуществляется в порядке и за счет средств,
которые предусмотрены соответственно для
федеральных целевых программ и
ведомственных целевых программ.
Планирование бюдж.ассигнований на
реализацию ГП в очередном году и плановом
периоде осуществляется в соответствии с
НПА, регулирующими порядок составления
проекта фед.бюджета и проектов бюджетов
гос. внебюджетных фондов РФ на очередной
финансовый год и плановый период, и
актами, определяющими вопросы

планирования бюджетных ассигнований, а также с учетом результатов реализации ГП за предыдущий год.

В ходе исполнения фед. бюджета и бюджетов гос.внебюджетных фондов РФ показатели фин. обеспечения реализации ГП, в том числе ее подпрограмм и основных мероприятий, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе ГП, в пределах и по основаниям, которые предусмотрены бюджетным закон-вом РФ для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, в сводную бюджетную роспись бюджета гос. внебюджетного фонда РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: