Социальные сети: истоки, развитие
https://studopedia.org/3-143184.html
Введение:
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
|
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Истоки:
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий[7].
1. Понимание социальной сети с того времени, безусловно, изменилось, немалую роль в этом сыграло развитие технологий, благодаря которым появились онлайн сети. Под социальной сетью мы будем понимать платформу (онлайн сервис или веб-сайт) для построения социальных сетей или социальных отношений между людьми, которые, например, имеют общие интересы, опыт, связи из реальной жизни или принадлежат к одной сфере деятельности. Социальная сеть состоит из персональных каналов каждого пользователя (обычно они называются профили), их социальных связей, а также ряда дополнительных сервисов.
BBS, AOL и CompuServe: молодые годы
Естественно, сайты современного типа появились в Сети не на пустом месте. Созданию во всемирной паутине столь похожих на современные сервисов предшествует история перехода социальных сетей из оффлайна (реальный физический мир, не интернет) в онлайн и последующего развития их на новой площадке.
|
В онлайн оффлайновые сети переходили по мере распространения персональных компьютеров и модемов. Первый этап перехода логично связать с периодом широкого распространения электронных досок объявлений (англ. Bulletin Board Systems (Би-би-си)) (1979-1995). Это сайты, где можно было вывесить свое объявление и прочитать объявления других пользователей. На них существовали секции сообщений, где разворачивались дискуссии, была возможность скачивания файлов и даже онлайн игры – словом, они действительно имели много общего с современными соцсетями. Первый такой сайт появился в открытом доступе в 1979 году.
· Файловые архивы (на модемных BBS обычно файлы сначала выбираются из найденных поиском [по имени или описанию, иногда поддерживаются маски] или через список, а потом скачиваются)
· Объявления (могут показываться, например, при входе)
· Эхоконференции (аналог в Интернете — форумы и конференции usenet)
· Электронная почта
· Чат с другими пользователями на многолинейных BBS — возможность общаться с другими подключёнными пользователями в режиме реального времени (аналог в Интернете — Instant Messenger, IRC);
· Игры — однопользовательские и многопользовательские, в том числе с единой вселенной на нескольких BBS. На некоторых BBS игры способны изменять различные лимиты (см. уровни доступа) в зависимости от результатов. Пример игровой BBS: LORD BBS
У каждого зарегистрированного пользователя на BBS может быть установлен уровень доступа, как правило от twit (самый нижний уровень, при котором доступ вообще закрыт) до sysop (с полными правами). В зависимости от этого уровня может варьироваться время нахождения на линии, лимит на скачку файлов, возможность создания сообщений, выход в чат и т. п.
|
· Но были также другие средства социального взаимодействия прежде, чем Интернет занял главенствующее положение в сознании людей. Одним из них был CompuServe - сервис, который возник в (1969 год) 1970-ых как ориентируемое на бизнес коммуникационное компьютерное решение, но получил распространение в конце 1980-ых.
CompuServe позволял участникам сети передавать файлы и получать доступ к новостям и событиям. Он предлагал то, с чем немногие до сих пор сталкивались – истинное взаимодействие. Вы могли послать сообщение своему другу через новомодную технологию, сервис дублировал "электронную почту" (понятие электронной почты не было совсем новым в то время, к ней был широко распространенный открытый доступ). Вы могли также присоединиться к любому из тысяч дискуссионных форумов CompuServe, чтобы поговорить с тысячами других участников на фактически любую важную тему дня. Те форумы были чрезвычайно популярными, они были прототипами современных форумов, которые мы знаем сегодня.
· Следующим шагом социальной сети от истоков к современному состоянию было появление и распространение коммерческих онлайн сервисов в интернете (1979-2001)[25], которые принесли интерактивный и социальный интернет в массы. В США особенно большую роль в этом сыграл сервис «АОЛ» (AOL) 1983, выросший сначала в большой портал с различными форумами, почтой, онлайн играми, а затем в медиа-корпорацию.[26] В целом онлайн сервисы служили модерируемой площадкой для общения – в некоторых случаях даже в режиме реального времени (CompuServe.com предложил своим пользователям систему онлайн чатов в 1980 году[27]).
· В этот же период появилась международная любительская компьютерная сеть «Фидонет» (1984) (FidoNet), которую тоже иногда называют первой соцсетью (кстати, в русской версии сама сеть именно так себя и позиционирует[22]). Tom Jennings' FidoNet – соединили многочисленные BBS в международные компьютерные сети, которым удалось пережить интернет-революцию.
Она была создана американским программистом Томом Дженнингсом в 1984 году[23] и служила для передачи сообщений с электронных досок объявлений друг на друга. Изначально он сделал ее для передачи сообщений со своей электронной доски ББС на электронную доску своего друга, и структура сети была линейной: каждый узел связывался с другим напрямую. С ростом числа узлов структуру пришлось изменить на древовидную. Однако ее функционал оставался достаточно специфичен и ограничен: например, обмениваться почтой с другим узлом сети можно было только в специально отведенный для этого час ночью, когда стоимость телефонных звонков была ниже. Максимума своей распространённости сеть Фидонет достигла в конце 1995 года; тогда в сети насчитывалось около 40 тысяч узлов[7]. С тех пор популярность сети постепенно падает, и количество узлов сократилось в несколько раз
· После появления всемирной паутины в 1991 году[28] первое время пользовалась популярностью система «Юзнет» (Usenet (от англ. User Network[29])) – компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов. Она появилась в 1980 году, т.е. до появления всемирной паутины, однако в сентябре 1993 года интернет провайдер «АОЛ» предоставил своим пользователям доступ к ней,[30] и она стала частью интернета и первой интернет-площадкой для дискуссий. компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов. Usenet состоит из новостных групп, в которые пользователи могут посылать сообщения. Сообщения хранятся на серверах, которые обмениваются ими друг с другом. Usenet оказал большое влияние на развитие современной веб-культуры, дав начало таким широко известным понятиям, как «ник», «смайл», «подпись», «модератор», «троллинг», «флуд», «флейм», «бан», «FAQ» и «спам».
Юзнет является частью Интернета, а не отдельной от него сетью.
Однако вскоре и она, и электронные доски объявлений не смогли выдержать конкуренцию с набиравшими популярность форумами[32]. Параллельно с ними (год создания - 1988 развивался IRC (англ. Internet Relay Chat) - протокол, позволявший общаться в онлайне в режиме реального времени - а затем (после запуска в 1996 году[34]) ICQ (от англ. I seek you – «я ищу тебя») и другие сервисы для обмена сообщениями. И в это же время стали появляться первые соцсети практически современного формата.
· ICQ (от англ. I seek you — «я ищу тебя») — централизованная служба мгновенного обмена сообщениями сети Интернет, в настоящее время принадлежащая инвестиционному фонду Mail.ru Group. ICQ является централизованной службой мгновенного обмена сообщениями, использующей протокол OSCAR. Пользователь службы работает с программой-клиентом, запущенной на устройстве, соединённом с сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями между пользователями может осуществляться как через сервер, так и без его участия. Как и в большинстве мощных сетевых систем, обслуживающих огромное количество клиентских запросов, этот сервер не единственный и некоторые из них являются кластерами серверов.
15 ноября 1996 года Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир, старшеклассники из Тель-Авива (Израиль), основали компанию Mirabilis и создали интернет-пейджер ICQ.
Программное обеспечение изначально распространялось бесплатно (в отличие от конкурентов).
Число пользователей росло лавинообразно. Mirabilis предлагала IM не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам.
В 1998 году компания была выкуплена американской корпорацией AOL за 407 млн долларов и была преобразована в часть отделения Time Warner — ICQ, Incorporated[9].
Microsoft предпринимала попытки переманить пользователей ICQ[10]:
· Пыталась сначала разработать IM протокол, который был бы привлекательней ICQ[11][12].
· Пыталась купить компанию, но получила отказ.
· Пыталась сделать протоколы совместимыми (чтобы пользователи Windows Messenger могли общаться с пользователями ICQ), но владелец ICQ каждый раз менял протокол.
В результате Microsoft отказалась от своих планов.
В апреле 2010 года инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST), совладельцем которого является Алишер Усманов, заключил соглашение с AOL о приобретении сервиса мгновенных сообщений ICQ за 187,5 миллионов долларов[13]. После реорганизации DST в сентябре 2010 года ICQ вошла в состав Mail.Ru Group.
В то-же время развивался и реальный Интернет. Yahoo только что запустил магазин, Amazon только что начал продавать книги, и в середине 90-ых началась гонка, чтобы получить PC в каждом домашнем хозяйстве. И к 1995 появился сайт, который можно назвать первой современной социальной сетью.