Методический материал
К выполнению самостоятельной работы
по формированию бизнес-планов предприятия
Оглавление
1. Вступление, цель работы (резюме) 3
2.Описание товара, обоснование выбора.. 7
3.Оценка рынков сбыта.. 8
4.Оценка конкурентов.. 11
5. План маркетинга.. 13
6. Производственный и организационный план.. 21
7.Финансовый план.. 23
8.Оценка рисков.. 24
Список использованной литературы: 30
БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ПОДГОТОВКА
На основе разработанной стратегии и мероприятий по ее выполнению разрабатывается бизнес-план, который дает возможность увязать рыночные требования с процессом производства на предприятии. Материалы, обосновывающие новые инвестиции, рекомендуется готовить в принятой во всем мире форме бизнес-плана, который должен дать возможность инвестору или руководству предприятия комплексно оценить проект и в первую очередь показать его выгодность.
В настоящее время в России наиболее известны следующие западные методики по разработке бизнес-планов: - UNDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
- World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
- фирмы "Goldman, Sachs and Co" (крупнейший банковский дом Уолл-стрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
- фирмы "Errst and Young" (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).
Разделы каждого из представленных бизнес-планов в том или ином виде присутствуют во всех рассмотренных методиках. Поэтому можно рекомендовать строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать его из заготовленных разделов под требуемую методику. Основой методик являются следующие разделы:
- вступление, цель работы (резюме);
- описание товара, обоснование выбора;
- оценка рынков сбыта;
- оценка конкурентов;
- план маркетинга;
- производственный и организационный план;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- заключение.
Все разделы органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. В последнее время появилось много литературы по Бизнес- планированию (см. список использованной литературы).
Анализ литературы показывает, что наиболее доступно и методически грамотно представлены все разделы бизнес-плана в работах проф. Р.Г. Маниловского и проф. А.С. Пелих [ 5, 9 ]. В связи с этим, предложения по составлению Бизнес-плана основаны на рекомендациях представленных авторов.
Вступление, цель работы (резюме)
Ключевые слова:
ТИТУЛЬНЫЙ лист
Имидж ФИРМЫ
РЕЗЮМЕ
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Этот первый и краткий раздел бизнес-плана содержит титульный лист и общие выводы из последующих разделов. Титульный лист включает в себя полное название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта, общую стоимость проекта, в том числе потребность во внешних источниках финансирования, ссылку на конфиденциальный характер проекта. Важность правильного составления вводной части заключается в том, что потенциальные инвесторы на основе краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализации задуманного проекта. Подготовить краткое содержание бизнес-плана квалифицированно можно только тогда, когда подготовлены основные разделы и определены основные мероприятия, которые необходимо выделить и включить в первый раздел.
В этом разделе кратко излагаются:
а) суть проекта: его цели и потенциальная эффективность.
Так, в случае ориентации фирмы на дополнительный рост продукции, основными ее целями будут:
-повысить общий объем продаж;
- увеличить долю фирмы на сложившихся рынках по конкретному продукту;
-освоить новые рынки.
Возможны и другие цели:
- увеличить рост чистого дохода;
- повысить качество выпускаемой продукции;
- увеличить долю сервисных и сопутствующих услуг.
При разработке и внедрении новых товаров целями будут: освоить новые виды продукции;
-увеличить объем выпуска изделий;
- проникнуть на рынки и вытеснить старые товары;
б) возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях (состояние спроса на данную продукцию);
в) кто и как будет осуществлять проект;
г) необходимый объем инвестиций и источник финансирования проекта;
д) контрольные сроки реализации проекта: начало его внедрения; период строительства; начало продаж; норма прибыли;
сроки окупаемости и возврата инвестированных средств.
После краткого содержания бизнес-плана необходимо дать сведения о фирме и характеристику основных направлений ее деятельности, которые представляют интерес для инвесторов. Можно выделить следующие основные подразделы такого материала:
1. Образование фирмы:
-дата создания (регистрация, место расположения, где и к ем зарегистрирована фирма) и краткая история развития;
-организационно-правовая форма фирмы;
- структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных и находящихся в обращении акций, номинальная их стоимость и биржевая цена);
-основной банк, в котором открыты счета фирмы;
- руководство фирмы - председатель, генеральный директор;
- бухгалтер и юрист фирмы, основные менеджеры, их квалификация, образование, стаж работы.