Божественный эгоист: Неужели Бог тщеславен, эгоистичен или страдает манией величия?




Домашнее задание № 5

По учебному конспекту

1. Быть готовым к проверочной по пройденному материалу.

 

2. Прочитать статью «Простота Бога».

По практике христианской жизни

3. Прочитать четвертую главу из книги Чарльза Райла «Практическая религия».

 

4. Написать эссе по четвертой главе с элементами личного анализа (печатный текст – 0,5 стр., рукописный – 1 стр.).

 

 

Простота Бога

 

Старейшее доктринальное установление Реформатской церкви, «Бельгийское исповедание веры» (1561 г.), начинается с заявления о том, «что существует только одна простая и духовная Сущность, которую мы называем Бог» (Артикул 1). Возможно, такая формулировка в начале исповедания веры покажется несколько странной. Есть одна духовная Сущность. Это понятно. Но то, что Бог – простая Сущность – к чему бы это?

Простота Бога – важная истина, о которой в последнее время задумывается все меньшее и меньшее количество христиан. Называя Бога простым, мы не имеем в виду, что Он недалек или имеет задержку в развитии. Это также не значит, что Бога легко понять. Простота в значении Божьего атрибута служит противоположностью понятию «сложный» или «составной». Простота Бога означает, что Он не сложен из атрибутов. То есть Он не состоит из благости, милости, справедливости и могущества. Напротив, Он и есть благость, милость, справедливость и могущество. Любой атрибут Бога идентичен Его сущности.

Соответственно, мы не имеем права предполагать, например, что любовь Божья- это истинная природа Бога, а вездесущность (или святость, или суверенитет) – лишь Божий атрибут. Это часто случающееся заблуждение, и учение о простоте побуждает нас избегать его. Мы часто слышим, как говорят: «Бог имеет справедливость и проявляет гнев, но Он есть любовь». Так, любовь выступает как нечто более центральное в природе Бога, словно она больше соответствует Его сущности, нежели другие, менее существенные атрибуты. Но таким образом, мы представляем Бога как не простую, а некую составную сущность.

Несомненно, подчеркивать Божью любовь весьма уместно, поскольку Священное Писание уделяет ей особое внимание. Однако утверждение «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8) не несет в себе большего метафизического веса, нежели утверждения «Бог есть свет» (1 Иоанна 1:5), «Бог есть дух» (Иоанна 4:24), «Бог есть огонь поядающий» (Евреям 12:29) или библейские утверждения о Божьей благости, милости или всеведущности. Герман Бавинк поясняет: «Если Бог, подобно телу, состоит из составных частей, или сложен из genus (класса) и differentiae (свойств разных видов, принадлежащих тому же genus), вещества и его свойств, материи и формы, потенциала и кинетики, сущности и существования, тогда Его совершенство, единство, независимость и неизменность были бы просто невозможны» (Reformed Dogmatics, 2:176).

Иными словами, простота Бога не позволяет нам не только ставить одни Божьи атрибуты выше других, но, благодаря ей, Бог имеет «независимую и бесконечную жизнь в Самом Себе» (Reformed Dogmatics, 2:177). Он – не просто абстрактная Идея, которая по какой-то случайности обладает любовью, мудростью и святостью, словно сначала мы представляем себе некоторую Сущность Бога, а затем приписываем ей какие-то свойства. Нет, Бог по своей сути – внутри самого Себя и Сам по Себе – есть любовь, мудрость и святость. Бог есть все то, что Он имеет. Он не составлен из атрибутов, которые присущи Ему в большей или меньшей степени. Бог – простая Сущность, не имеющая частей или фрагментов. А Его атрибуты не являются приложением к Нему, но Он есть то, чем являются они.

 

Божественный эгоист: Неужели Бог тщеславен, эгоистичен или страдает манией величия?

 

Не является ли библейский Бог верховным эгоистом? Этот вопрос возникает у людей, когда они размышляют, что Бог все делает ради Своей славы. Так не страдает ли Бог манией величия?

Люди ограничены рамками человеческой системы отсчета. Когда мы думаем о мотивации, то мы неизбежно отталкиваемся от представления о том, что мотивирует нас самих. Для человека искать своей собственной славы — это чистой воды нарциссизм. Человеческий эгоизм постоянно у нас на виду. И если быть честными, то мы знаем, что сами непроизвольно ищем собственной славы.

Фактически, в этом и заключается сущность греха. Наше стремление к славе по своей сути идолопоклонническое и эгоистичное. Павел замечательно пишет об этом в Римлянам 1:22-23: «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Эта подмена, крадущая у Бога славу, лежит в самом сердце греха. Мы хотим иметь славу, которая принадлежит только Богу.

Размышляя о Боге, мы автоматически думаем о Нем по-человечески. И мы связаны представлениями, что стремление к своей славе порочно. Но если мы хотим правильно размышлять о Боге, нам нужно мыслить в совершенно иных категориях, и сделать это мы можем только благодаря данному нам откровению. Бог должен дать нам даже систему отсчета, в которой мы сможем размышлять о Нем, и Он делает это в Своем Слове.

Библия говорит нам, что Бог все делает ради Своей славы. Как Бог сказал Своему народу через пророка Иезекииля: «Посему скажи дому Израилеву: «Так говорит Господь Бог: Не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их»» (Иез. 36:22-23).

Спасительные деяния Бог совершает ради Своей собственной славы, даже когда это искупление Его народа. Он делает это, чтобы оправдать Свое имя и явить Свою силу и святость. Само творение, вплоть до последнего атома и молекулы, являет Его славу. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь», — воспевает псалмопевец о том, что Бог сотворил мир с целью явить Свою славу (Псалом 18:2).

В конечном счете, творение — это театр славы искупительной любви Бога. В этом представлении разворачивается великая история о Божьем искуплении, совершенном во Христе. А при завершении истории откровение нового неба и новой земли станет сценой для явления славы триединого Бога на протяжении вечности.

Означает ли это, что Бог страдает манией величия?

Отправная точка для ответа на этот вопрос — совершенство Бога. Бог, будучи единственным совершенным существом, все делает совершенным образом. Он в совершенстве являет Свое совершенство. Он даже ревнует о Своей собственной славе. Жан Кальвин напоминает нам: «Бог назван ревнителем, потому что Он не потерпит никакого соперничества, которое могло бы принизить Его славу». У человека такое отношение было бы безобразным и отвратительным. У Бога же оно совершенно и свято.

Герман Бавинк так выразил эту истину: «Бог не может обрести покой ни в чем, кроме Себя, и не может быть доволен ничем, кроме Себя. И Ему не остается ничего, как только искать Своей собственной славы». Подобным образом, хотя и с совершенно иных богословских позиций, Карл Барт понимал Божью славу как «Его достоинство и право не только занимать, но подтверждать и провозглашать, выделять и едва ли не обретать такое заметное положение, чтобы всюду было очевидно, что Он — единственный».

Это просто логический вывод из того, что для Бога значит быть единственным совершенным существом. Будучи таковым, Он не может искать вне Себя чего-то или кого-то более великого. В одном тексте из Послания к евреям, который часто не замечают, сказано, что «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр. 6:13). Когда люди клянутся, обычно призывают Божье имя. Но когда Бог дает обетование, Он не может призвать никакого более великого имени, кроме Своего. И это не проявление эгоизма или нарциссизма, а просто неопровержимая логика.

Даже в таком случае озадаченные этим вопросом могут остаться в недоумении. Даже когда Бога признают единственным совершенным существом, все равно это кажется лишь сухой логикой.

Самая важная поправка к этому искаженному представлению — это осознание того факта, что Божья слава — великодушная и щедрая. Его слава — это Его собственная радость, и явление Его славы приносит Его творениям истинную радость.

Когда человек прославляет себя, он лишает радости других. Самовозвышение и мания величия человека приносят окружающим только страдания и вред, а не благословение или радость.

Но когда Бог являет и выражает Свою славу, Он делится Своей радостью с творениями и Своей целостностью со всем творением. Если говорить прямо, то без знания Божьей славы мы лишились бы истинной радости. Бог не был бы совершенным — и даже был бы эгоистом — если бы не являл Своей славы и не позволял нам разделять Его божественную радость и чувство удовлетворения.

Страдает ли Бог манией величия? Может, Он наивысший Эгоист? Нет, конечно. На самом деле, это надменный и безответственный вопрос. Как может Бог в Своем совершенстве быть не тем, кто Он есть? Но в каком-то смысле этот вопрос полезен, поскольку он направляет внимание к сущности Божьей славы и возвращает богословскую точку отсчета в исходное положение. Бог проявляет любовь к нам, когда являет Свою славу и ревнует о Своем имени и репутации. Наша величайшая радость — созерцать Его славу и прославлять триединого Бога всю вечность.

Падшие творения, плененные грехом, не могут понять, что лишать Бога славы — значит лишать себя истинной радости. Чтобы мы узнали об этом, необходима Божья благодать. И, как ни поразительно, Бог прославляет Себя, когда открывается грешникам и спасает их через совершенное искупление от греха во Христе.

На данный момент мы видим наиболее полное проявление Божьей славы в кресте Христовом. Одно это отвечает на поставленный вопрос намного убедительнее, чем любой аргумент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: