План работы по самообразованию
Воспитателя старшей группы
общеразвивающей направленности №6 «Земляничка»
Тема: «Приобщение воспитанников дошкольной образовательнойорганизации к детской художественной литературе»
Цель: Совершенствование условий для формированияу детей интерес к книге как источнику знаний.
Задачи: • Сформировать интерес к художественной литературе;
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Актуальность: В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме.Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления,воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе,обогащает его эмоции.Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Месяц | Формы работы | ||
Самореализация | С детьми | С родителями | |
Сентябрь | Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями. | Рассматривание книг, чтение осенних стихов. д/игра: «Доскажи словечко» Беседа на тему: «Любимая книга» | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» |
Октябрь | Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы». | Вечер-развлечение «Угадай героя из сказки». Беседа на тему:«Какие книги вам читали родители, про что». | Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Чтение сказок А.С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | Консультации «Что читать детям?», «Выбор книг для детей». |
Декабрь | Подбор стихов для детей. Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихов с детьми. | Рассматривание книг, чтение зимних стихотворений. Слушание аудио книг. Д/ игра: «Сказка наоборот». | Составление альбома «Зимняя сказка»(от каждой семьи по рисунку на зимнюю тему) |
Январь | Создание альбома с иллюстрациями к сказкам«По следам сказок». | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | Совместное создание мини-альбома (сказки)вместе с родителями. Чтение придуманной сказки для всех родителей. |
Февраль | Изготовление наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей». | д\ игры:«Придумай рифму», «Сочини сказку», «Допиши сказку». Беседа на тему: «Что вам больше нравиться слушать сказки,рассказы,стихи». | Папка - передвижка «Пословицы и загадки о книгах». |
Март | Составление копилки выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки). | Рассматривание книг, разучиваниевесенних стихотворений. Развлечение «Расскажи стихи руками». | Вечер-развлечение «По страницам сказок» |
Апрель | Изготовление наглядно-дидактические пособия «Многозначные слова», «Антонимы». «Глаголы». | Изготовление с детьми книжек-малышек. Беседа на тему: «Как надо обращаться с книгой». | Консультация: «Учим стихи – развиваем память» |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Рассматривание книг, чтение о Великой Отечественной войне. Конкур чтецов о Великой Отечественной войне, её героях. | Консультация: «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника». |