Инновационно-преподавательская деятельность в сфере физической культуры и спорта.




Педагогические инновации – это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, концепции, средства, методы и результаты совершенствования педагогической системы. Анализ понятийно-терминологического аппарата, предложенного исследователями в различных областях науки и техники, менеджмента, бизнеса и экономики, позволяет сформулировать следующее понятие "инновация " применительно к системе образования: "инновация в образовании – продукт профессионально-педагогической деятельности, который имеет существенные признаки новизны и использование которого способствует достижению социального, образовательного и экономического эффекта".

В наши дни большое внимание уделяется развитию новых методов в сферах педагогической деятельности. Преподавательская практика в учебных учреждениях обязана рассматриваться как инновационная деятельность. Своё отражение инновационная деятельность устанавливается в производстве новых способов создания учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию обучающихся.

В технологическом устройстве деятельности педагога инновация является:

* в формировании плана выполнения тренировки в соответствии с итоговыми целями учебного процесса;

* в переоценивании плана действий в случае прогноза каких-нибудь отступлений в ходе подготовки студента к соревнованиям;

* в преобразовании учебно-тренировочной и познавательной информации;

* в составлении методик диагностирования личности студента, определения прогноза его физического развития;

* в распределении взаимоотношений с обучаемыми на основе сотрудничества;

* в предоставлении максимальной индивидуализации, интенсификации тренировочного процесса;

* в проведении занятий по физической культуре, когда главной задачей на каждом из них является формирование социально-значимых качеств личности, когда атмосфера занятия представляет атмосферу всеобщей работы, непринужденной обстановки, благоприятных условий для уяснения новых физических упражнений.

В результате анализа научной литературы и профессиональной подготовки педагогов говорят, что под «инновационной педагогической деятельностью» следует рассматривать как специально реализующуюся деятельность преподавателя, которая сосредоточена на достижение предельно вероятных итогов физического прогресса обучаемых, на основе соблюдения оригинальных способов обучения.

Таким образом, развитие инновационной преподавательской культуры физического обучения – есть процесс преобразования его профессиональной деятельности, происходящий под влиянием специальных операций и выражающийся в увеличении результатов обучаемых, в улучшении технологии их достижения, а также методов и приемов разбора собственного педагогического труда и отбора шагов его усовершенствования.

Для улучшения и эволюции преподавательской культуры физического воспитания эта задача является особенно актуальной. Изучение учебного процесса по физическому воспитанию говорит нам, что на современном этапе сложилась определенная практика нового решения педагогических проблем в ходе обучения. Она полна определённым смыслом и обладает рядом определённых явлений.

Во-первых, инновационной подход к физической культуре студентов не имеет ничего общего с «массовым» характером учебно-тренировочного процесса. При «массовом» характере учебного развития студент не является ярким субъектом своего преобразования, направленным на наивысшем открытии познавательного потенциала. Такой учебно-тренировочный процесс не даёт ему радости и удовлетворения, не пробуждает в нем познавательную предприимчивость. В ходе такого учебного развития напряженную, творческую, активную и плодотворную работу демонстрирует лишь каждый шестой студент. Другая часть обучаемых осуществляет свой потенциал совсем не в полную силу возможностей. Как показывает опыт педагогов-новаторов, у творцов в своем деле, студент занимается с большим увлечением, желанием, активно в том случае, если преподаватель втягивает его в такую деятельность, в которой он способен проявить себя как личность, в которой он сам обдумывает, сам пытается использовать имеющиеся знания на практике, сам находит знания.

Данный процесс требует огромных усилий, напряжённой интеллектуальной работы, эмоциональных, волевых сил, но он также доставляет настоящую радость и удовольствие. Является естественным, что на основе неправильных представлений появляются и неправильные выводы: раз студент «сопротивляется», не хочет заниматься со всей отдачей возможных сил, то следует сильнее «давить» на него, но при этом на целостность и гармоничность развитии личности никто не обращает внимания.

Во-вторых, практика инновационного разрешения педагогических задач различается от устоявшихся традиционных подходов в учебном процессе, прежде всего, тем, что она формируется на рассмотрении центральных психологических особенностей обучающихся. Другой особенной чертой практики инновационного педагогического подхода в процессе физического воспитания студентов является то, что отсутствие социально-нравственного и познавательного опыта у многих из них заменяется точной и обдуманной организацией их тренировочной организации, должным оказанием им помощи и поддержки.

В-третьих, применение инновационных подходов педагогических задач формируется на твердом убеждении педагогов-творцов в том, что нет неталантливых к образованию студентов, а есть нераскрытые возможности. Кроме того, как показывает инновационная практика, нет и «тяжело» обучающихся. Такими они становятся, если педагог не выявил нужный метод воздействия, основанный на индивидуальных особенностях каждого занимающегося спортом, не создал определённых условий для развития их как личности.

В-четвертых, характерным для педагогов-новаторов является их небезразличное отношение к занимающимся. Основное влияние на обучающихся преподаватель оказывает на учебных занятиях. Изучение инновационной деятельности преподавателей по физическому воспитанию показывает, что инновационный подход к проведению занятий обозначает такую организацию взаимодействия педагога и ученика при которой:

* на всё и на всех хватает внимания;

* любая тренировка для занимающихся спортом должно являться проверкой своих сил и возможностей, которые рождают еще больший интерес к занятиям;

* максимально реализуется функция развития личности обучаемого;

* усилия педагога направлены не на обеспечение полного послушания студентов, а на обеспечение их активной интеллектуальной, волевой и нравственной деятельности.

Инновационная деятельность отличается использованием инициативы обучаемых. На занятиях студенты должны стремиться участвовать в выборе целей и средств их достижения. То есть вопросы методики проведения занятий решаются педагогами не в одиночку и не только в коллективе, но и совместно с обучаемыми. Специальное рассмотрение этого вопроса помогло выявить, что практически все педагоги, в деятельности которых отмечены инновации, устремляются к налаживанию именно таких взаимоотношений.

Существенным для установления стремления преподавателей по физическому воспитанию к инновационной деятельности является тот факт, что в современных условиях, преподавателю необходимо не только усвоить все возрастающей информацией, но и отобрать, сохранить ее и уметь употреблять в своей профессиональной деятельности, в установившихся жизненных условиях. При этом нужно всегда быть склонным к индивидуальному пути развития. Такая готовность к индивидуальному подходу совершенствования становится возможным тогда, когда человеком может осознать свой потенциал, резервы и ресурсы интеллектуального развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: