Вопрос: Знаете ли вы, каково нынешнее население нашего города?




Сценарий

Дикторский текст Сюжеты

Есть в нашей столице удивительное место. Огромный участок земли отведен под крупнейший выставочный комплекс – Всероссийский выставочный центр – ВВЦ. Уже более десятилетия, с конца восьмидесятых, носит он это название, однако пока еще мало кто называет его так – чаще всего мы слышим по-старинке: «ВДНХ». Ведь и ближайшая станция метро носит имя ВДНХ. Да что там станция, – целый прилегающий район москвичи называют этим именем!

– Ты где живешь?

- На ВДНХ.

Значит, где-то в окрестностях выставки.

 

Вопрос: А как назывался этот район в старину?

Если затрудняетесь с ответом, название стоящей неподалеку телебашни поможет вам.

Сама же выставка (именно ВДНХ, а не ВВЦ) стала знаком целой эпохи в истории России, одним из символов теперь уже не существующего государства – СССР, символом советской культуры. И если вы хотите окунуться в атмосферу 1940-х – 1950-х гг., то лучше ВДНХ места не найти. Отпечаток той эпохи лежит на архитектурном облике выставки, нас окружают буквально со всех сторон атрибуты советского строя. Внимание человека, отправившегося на выставку, уже издалека привлекает скульптурная группа со снопом, установленная поверх арки главного входа ВДНХ. Миллионы людей прошли через эту арку за шестьдесят с лишним лет, со времени открытия выставки.

Вопрос. Знаете ли вы, когда была открыта выставка?

 

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Как ни странно, но ВВЦ может отмечать несколько годовщин своего рождения. Торжественно открытая в 1939 г. на площади 145 гектаров, выставка первоначально называлась сельскохозяйственной, сокращенно ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) и призвана была демонстрировать успехи советской власти именно в этой области. Вот почему эмблемой выставки стала скульптурная композиция «Колхозники со снопом», венчающая арку главного входа. Но грянувшая вскоре война надолго прервала работу выставки, так что второе ее открытие состоялось лишь в 1954 г. Тогда же родилась идея не ограничиваться лишь сельскохозяйственной тематикой. В городе также возникли промышленная и строительная (она находится на Фрунзенской набережной) выставки. Спустя несколько лет, в 1958 г. ВСХВ вновь была реорганизована, включила в себя промышленный и строительный разделы, пополнилась новыми павильонами и получила новое название – ВДНХ, то есть выставка достижений народного хозяйства. Речь теперь уже шла о достижениях самых разных отраслей экономики, включая промышленность, транспорт, а также достижения науки, культуры, образования.

 

И наконец, в 1989 г. ВДНХ преобразована во Всесоюзный (с 1991 г. Всероссийский) выставочный центр.

Итак, если для вас, сегодняшних, ВДНХ это символ ушедшей советской эпохи, то чем же была выставка для самих советских людей, для ваших родителей, дедушек и бабушек? Ведь уже в первые годы существования ВСХВ стала поистине знаменитой. Всякий гость столицы стремился непременно побывать здесь, а для нескольких поколений москвичей выставка и прилегающий к ней Главный Ботанический сад Академии Наук стали любимым местом отдыха по выходным дням. Ежегодно более 10 миллионов человек посещали выставку. Многое роднило ее с другими местами отдыха, вроде парков культуры, детских парков, зон отдыха, но в главном ВДНХ оставалась уникальной. Выставка была призвана служить своего рода островком будущей, счастливой, коммунистической, по убеждению советских людей, эпохи. Ведь здесь можно было увидеть то, чего еще не видели люди на обычных предприятиях, на улицах городов и сел, на прилавках магазинов, чего еще не было в домах советских людей. Выставка показывала людям то, что будет завтра.

 

Но на ВДНХ не только отдыхали и обогащали эрудицию. Существовало еще и такое понятие – участник ВДНХ. Так назывался рабочий, инженер или колхозник, который от себя лично, а чаще как делегат определенного коллектива, приехал сюда показать достигнутые успехи в производстве, науке, культуре… Уже в первые, предвоенные, годы участниками выставки стали более 800 тысяч человек! А ведь тогда все население Москвы составляло около 4 миллионов.

 

Вопрос: Знаете ли вы, каково нынешнее население нашего города?

 

Для размещения участников неподалеку, в районе бывшего села Алексеевского, уже после войны выстроили целый городок так называемых гостиниц ВДНХ. Он и сейчас служит городу. Стать участником выставки, а еще лучше, получить диплом или медаль ВДНХ, считалось очень почетным. Такой работник мог рассчитывать на успешную карьеру в дальнейшем. Но, конечно же, не все экспонаты выставки были плодом труда отдельных умельцев или бригад. Здесь можно было ознакомиться с проектами, осуществленными огромными коллективами. Например, особой популярностью пользовалась экспозиция павильона «Электрификация СССР», включавшая гигантскую электродинамическую карту, иллюстрацию воплощения плана электрификации СССР

Вопрос-задание. Вспомните из курса истории Отечества, как сокращенно назывался этот знаменитый план, разработанный еще в 1920-е гг.?

 

Уже на момент объединения сельскохозяйственной, промышленной и строительной экспозиций в 1959 г. число экспонатов ВДНХ превышало 15 тысяч, а затем продолжало расти, перевалив 100-тысячную величину.

 

Основная планировочная ось выставки совпадает с центральной аллеей, ведущей нас от центрального входа со стороны станции метро в сторону Главного Ботанического сада. Архитектурное ядро нынешней выставки, занимающей площадь более 200 га, сформировалось еще в предвоенные годы, условно говоря, в эпоху ВСХВ. Генеральный план той, старейшей части выставки, был выполнен известным советским архитектором В. К. Олтаржевским, признанным мастером неоклассического стиля. Стиль этот, торжественно-парадный, активно культивировался в 1930‑е гг., получив на советской почве новое характерное название «пролетарской классики». Действительно, сама архитектурная форма неоклассики как нельзя лучше соответствовала идее выставки, идее торжества социализма в материальной и духовной сфере.

 

Вопрос. Приведите другие примеры этого архитектурного стиля в Москве.

Праздничность – так, пожалуй, можно было бы определить архитектурную атмосферу выставки, которая сразу стала одним из парадных фасадов новой, пролетарской, столицы, как часто называли Москву. Когда-нибудь, по мысли устроителей, вся Москва (да и вся страна) должна была стать такой же торжественной, праздничной и исполненной оптимизма, ну а пока большинство посетителей приходило сюда отдохнуть и подивиться из бараков и коммунальных квартир.

 

Вторая очередь застройки выставки пришлась на период ее возрождения после войны – 1954–1960 гг. В этот период были построены 18 новых павильонов, среди них Центральный (или главный) павильон, павильоны «Радиоэлектроника и связь», «Машиностроение», «Транспорт».

 

Миновав главный вход, посетители попадают в царство фонтанов. Фонтаны сразу же стали одной из главных достопримечательностей выставки, ее гордостью, гордостью всех москвичей. Трехсотметровая аллея с четырнадцатью выстроившимися в ряд одинаковыми фонтанами ведет к главному павильону выставки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: