ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ для студентов 2МПИ и 2 МЗ




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ для студентов 2МПИ и 2 МЗ

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

(Музыкальная психология)

 

1. Становление музыкальной психологии как науки

2. Основные этапы развития отечественной психологической мысли, основные современные направления музыкальной психологии

3. Междисциплинарные связи музыкальной психологии

4. Психологические особенности творческой личности: основные характеристики

5. Понятие и сущность музыкальности в структуре личности

6. Музыкальное творчество композитора, исполнителя, слушателя

7. Музыкальная память, виды и способы развития

8. Общие и специальные способности. Способности, одаренность, талант. Феномен музыкального вундеркинда

9. Музыкальные способности личности: структура особенности и общая характеристика

10. Музыкальные способности и задатки. Изучение и диагностика

11. Возрастные особенности процесса развития музыкальных способностей

12. Психологические основы музыкального слуха. Виды слуха. Абсолютный слух

13. Формирование музыкально-ритмической способности у обучающихся в учебных заведениях различного типа

14. Развитие интонационно-ладового чувства у обучающихся в учебных заведениях различного типа

15. Музыкальное восприятие. Психологические основы. Основные типы восприятия

16. Развитие музыкального восприятия как психолого-педагогическая проблема

17. Зависимость восприятия от психических состояний и личностных особенностей слушателей

18. Формирование музыкального восприятия у младших школьников

19. Формирование музыкального восприятия у обучающихся среднего школьного возраста

20. Формирование музыкального восприятия у обучающихся старшего школьного возраста

21. Виды музыкальной деятельности: музыкально-психологический аспект

22. Знания, умения и навыки в исполнении музыки. Этапы работы музыканта-исполнителя

23. Оптимальное концертное состояние (психической готовности к выступлению).

24. Эффективные методы саморегуляции и их практическое применение в профессиональной деятельности музыканта

25. Музыкальное общение и музыкальная деятельность композитора, исполнителя, слушателя, педагога

26. Психологическая составляющая в целостной профессиональной подготовке педагога-музыканта

27. Педагогические способности музыканта, их особенности и общая характеристика

28. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

29. Психологические методы диагностирования в музыкальном образовании

30. Режим и гигиена работы музыканта

 

Примечание: Третий вопрос каждого экзаменационного билета – Практическое задание по восприятию музыкального произведения (самостоятельно подготовить заранее с фонограммой и аннотацией).


 

Модуль по самостоятельной работе

Примерная тематика рефератов

1. Психология музыкального образования, его основные аспекты.

2. Характеристика основных направлений музыкальной психологии.

3. Пси-феномен возникновения музыки (Г.Спенсер, Дарвин, К.Штумпф, К.Гросс, Б.Асафьев).

4. Исторический экскурс становления и развития музыкальной психологии до ХIХ века.

5. Музыкально-психологическое самосознание ХIХ века (Г.Гельмгольц, К.Штумпф). Тенденции научных интерпретаций психологии искусства («подсознание» и психоанализ, «тонпсихология», гештальтпсихология и др.).

6. Психология музыкального сознания и музыкального самосознания.

7. Формы функционирования музыкального сознания.

8. Понятие и сущность музыкальности. Музыкальные способности как функциональная система.

9. Основные характеристики музыкальной одаренности.

10. Особенности проявлений музыкальности в детском возрасте.

11. Механизмы функционирования основных музыкально-познавательных процессов.

12. Внимание как музыкально-познавательный процесс.

13. Ощущение как познавательный процесс в музыкальной деятельности.

14. Процесс восприятия в музыкально-познавательной деятельности.

15. Память как музыкально-познавательный процесс.

16. Основы музыкального мышления.

17. Значение воображения в музыкально-познавательной деятельности.

18. Особенности волевой сферы в музыкальной деятельности.

19. Музыкальные эмоции и их характеристика.

20. Типы темперамента музыканта на фоне экстра-интроверсии.

21. Психология музыкально-слуховой деятельности.

22. Психологические свойства восприятия музыки в контексте слуховой деятельности.

23. Композиторское творчество, его общие характеристики.

24. Интерпретация музыкального произведения в психологии исполнения музыки.

25. Музыкальное творчество исполнителя.

26. Психология деятельности дирижера.

27. Основная характеристика профессиональной музыкально-педагогическойдеятельности.

28. Музыкальное развитие как психолого-педагогическая проблема.

29. Психологические особенности общения в педагогическом процессе.

30. Педагогические способности музыканта.

31. Формирование мотивации в обучении музыке.

32. Возрастная психология в процессе музыкального обучения.

33. Характеристика образовательных программ, связанных с музыкально-педагогической психологией.

34. Психологический аспект прикладной (функциональной) музыки.

35. Музыкотерапия в свете психотерапевтических технологий.

Примечание: Модуль по самостоятельной работе – Выбрать одну из предложенных тем, подготовить и сдать реферат в электронном и распечатанном виде

Литература

а) основная литература:

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.

2. Выготский Л., Психология искусства, М., 1965.

3. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / Проблемы музыкального мышления. – М., Музыка. – 1974, с. 230–251. – Режим доступа:

https://nashaucheba.ru/v14866/арановский_м.г._проблемы_музыкального_мышления?page=12

4. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

5. Hазайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, М., 1972.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1998.

б) дополнительная литература:

1. Волчегорская Е.А. Развитие творческого воображения школьников на уроках музыки // Начальная школа, 2005, № 9. с. 38.

2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры // Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2005.

3. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование № 1, 2005, с. 75.

4. Ковалёв В. Ассоциативные игры на уроках музыки / Искусство в школе, № 1, 2001, с. 17.

5. Лазарев М.Л. Программа «Здравствуй!»/ М: «Просвещение», 2001.

6. Лысова Н. Я. Развитие эмоциональной сферы учащихся младших классов с помощью средств музыкотерапии. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/gim1lisova/naucno-pedagogiceskaa-deatelnost/formirovanie-emocionalnogo-intellekta-posredstvom-duhovnoj-muzyki

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников. – М.: АРКТИ, 2000, с. 48.

8. Мун Л. Импровизация младших школьников на уроках музыки // Искусство в школе № 1, 2003, с. 44.

9. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ» «Лада», 2005, 160 с.

10. Овчинникова Т. Музыка для здоровья // С-Пб.: Союз художников, 2004.

11. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начального факультета педвузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001, 368 с.

12. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей // Начальная школа, 2005, № 12, с. 40.

13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, 2000.

14. Полуянов Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе № 2, 1997.

15. Слепнёва А., Слепнёв Д. Руки в музыке искупай. – М.: изд. «Фаир-Пресс», 2000.

16. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М.: «Исследование» Музыка, 1990, 320 с.

17. Тагильцева Н.Г. Ребёнок в искусстве: 5 творческих заданий для первоклассников // Начальная школа, 2002, № 12

18. Ульянова Н.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников // Искусство и образование, № 5, 2005, с. 29

19. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критекая Е.Д. Музыкальное образование в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2001, с. 230

в) справочные издания:

1. Психологическая энциклопедия / Пер. с англ. Алексеева А.А., Ахмедова Ю, Векилова С. и др; Под ред. Алексеева А.А.; Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: